Резолютивная часть решения оглашена 28.08.2023
В полном объеме решение изготовлено 30.08.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
|
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения гражданина (отзыв жалобы N 074/06/106-1942/2023 (383-ж/2023) от 16.08.2023), содержащего признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного конкурса на ремонт автомобильной дороги "Обход села Агаповка от ул.Октябрская с Агаповка до примыкания к автодороге "Магнитогорск-Кизил-Сибай" (изв. 0169300028223000091) (далее - конкурс) (после перерыва):
- представителя Администрация Агаповского сельского поселения Тауковой Д.Е., действующего на основании доверенности N 3 от 15.08.2023,
- представителя Администрация Агаповского сельского поселения Мирошина А.В., действующего на основании доверенности N 4 от 15.08.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 14.08.2023 поступило обращение ИП Тожибаева З.П. на действия заказчика при проведении электронного конкурса на ремонт автомобильной дороги "Обход села Агаповка от ул.Октябрская с Агаповка до примыкания к автодороге "Магнитогорск-Кизил-Сибай" (изв. 0169300028223000091) (далее -конкурс).
Согласно представленным документам 27.07.2023 Управление по имуществу и земельным отношениям Агаповского муниципального района объявило о проведении конкурса.
Заказчиком выступила Администрация Агаповского сельского поселения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 888 882, 40 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе - 07.06.2023.
На момент рассмотрения обращения ИП Тожибаева З.П. контракт не заключен.
В жалобе указано, что в порядке оценки заявок заказчиком не установлены требования к сопоставимости предмета контракта, который подтверждает наличие опыта выполнения работ для оценки заявки по критерию квалификация участника закупки, указаны неправомерные показатели критерия оценки заявок в части наличия материальных ресурсов и деловой репутации, а также указаны формулы для оценки критерия цены контракта не в актуальной редакции Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Представители заказчика представили письменные пояснения и дополнительные документы и указали, что порядок оценки заявок по стоимостным и нестоимостным критериям установлен ошибочно, вместе с тем указанные нарушения не повлияли на результаты конкурса после перерасчета баллов с учетом показателей оценки заявок, соответствующих Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе следует, что в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "г" пункта 3 раздела I Положения предусмотрено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется критерий оценки: квалификация участников закупки.
В пункте 8 раздела I Положения указано, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения:
- применяются детализирующие показатели;
- в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
- оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "б, в" пункта 32 раздела VI Положения предусмотрено, что при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
- для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
- документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
С учетом того, что Положением предусмотрены специальные нормы, регламентирующие порядок оценки заявок при выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, в связи с чем при формировании извещения о закупке заказчик не вправе изменять (сужать или расширять) требования к порядку оценки, предусмотренному Положением.
В нарушение подпункта пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, "б" пункта 32 раздела VI Положения заказчиком неправомерно установлены дополнительные показатели критерия "квалификация участника закупки": наличие у участников закупки деловой репутации и наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов (пп. "б" и "г" п. 28 раздела V Положения), тогда как с учетом предмета закупки может быть установлен только показатель наличия у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Кроме того, в нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения, подпункта "в" пункта 32 раздела VI Положения, в порядке оценки заявок заказчик не определил предмет договора (договоров), сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в рассматриваемом случае - это выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, что также вносит неопределенность в порядок предоставления участниками закупок документов в подтверждение опыта выполнения работ.
В нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, подпункта "б" пункта 9, подпункта "а" пункта 10 раздела II Положения заказчиком не учтены формулы для оценки заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", что не отрицается представителями заказчика.
При этом указанные изменения введены Постановление Правительства РФ от 31.10.2022 N1946 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. N 1222 и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены с 16.11.2022.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном конкурса должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, членство в саморегулируемой организации требуется исключительно при проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, тогда как предметом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.
В нарушение подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в требованиях к содержанию и составу заявки указано условие о необходимости членства в саморегулируемой организации за исключением частей 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ в части подтверждения соответствия участника закупки единым требованиям по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что по результатам конкурса подано 2 заявки, при этом с учетом дополнительных письменных пояснений заказчика следует, что установление неправомерных показателей оценки заявки не повлияло на результаты определения победителя закупки, а также с учетом отсутствия материально-правовой заинтересованности участия в закупке у заявителя, Комиссией принято решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта "б" пункта 9, подпункта "а" пункта 10 раздела II, подпункта "в" пункта 28 раздела V, подпунктов "б, в" пункта 32 раздела VI Положения, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пунктов 3,4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 сентября 2023 г. N 074/06/99-2104/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023