Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
на основании письма ФАС России исх. N МЕ/49839-ЛР/19 от 13.06.2019 о проведении инициативной внеплановой проверки в целях исполнения Поручения Президента РФ от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокол заседания Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2) провела внеплановую проверку по вопросу законности осуществления электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из многоквартирных жилых домов признанных аварийными и подлежащими сносу в рамках областной адресной программы "Переселение в 2019-2023 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" не менее 73,8 кв.м. в г. Челябинск" (извещение N 0169300035923000038) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Администрации Симского городского поселения (далее - заказчик) заместителя главы Симского городского поселения Захаровой Юлии Андреевны, экономиста экономического отдела Горшковой Ольги Анатольевны, действующих на основании доверенности N 4/25/08-2023 от 25.08.2023,
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из многоквартирных жилых домов признанных аварийными и подлежащими сносу в рамках областной адресной программы "Переселение в 2019-2023 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" не менее 73,8 кв.м. в г. Челябинск" (извещение N 0169300035923000038) опубликовано заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 17.05.2023 в 15:04.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 474 631, 60 рублей.
Закупка осуществлялась в рамках национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда". КБК 5550501690F367484412; 5550501690F36748S412.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): (N 0169300035923000038) от 29.05.2023.
На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) признано несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем.
Муниципальный контракт N 01693000359230000380001 на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из многоквартирных жилых домов признанных аварийными и подлежащими сносу в рамках областной адресной программы "Переселение в 2019-2023 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" не менее 73,8 кв.м. в г. Челябинск заключен 09.06.2023 с ООО "СЗ "ЧеСтр".
Изучив размещенные в ЕИС сведения, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Как следует из пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием единой информационной системы и размещенном в единой информационной системе заказчиком при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен в части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Так, согласно подпунктам "н", "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, для участия в конкурентном способе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе; декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
1.1. В нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о закупке отсутствует исчерпывающий перечень требований к участникам закупки по части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Требования установлены формулировкой "Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ", которая по сути не отражает содержание требований, установленных заказчиком к участникам закупки, поскольку определить из данной формулировки исчерпывающий перечень требований к участнику закупки, соответствующий как законодательству о контрактной системе, так и самому объекту закупки не представляется возможным. Иных документов, регламентирующих установленные Администрацией Симского городского поселения требования к участникам электронного аукциона, извещение о закупке не содержит.
Принимая во внимание, что требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцией по ее заполнению (Приложение N 3 к извещению о закупке) установлена обязанность участников закупки предоставлять в составе заявки декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, при этом заказчиком изложены требования, которые, в том числе, определены частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, обстоятельство отсутствия в перечисленных Администрацией Симского городского поселения требованиях положения, определенного пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе ("участник закупки не является иностранным агентом") свидетельствует о неустановлении такого требования к участникам закупки в извещении о закупке.
Кроме того, наличие требования о необходимости декларирования обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, которое не соответствует объекту рассматриваемой закупки, и изложение требования, предусмотренного пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в редакции Закона о контрактной системе, которая утратила силу с 31.12.2022, также свидетельствует о несоблюдении требований части 5 статьи 31 Закона о контрактной систем.
1.2. В нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке не содержит единое требование к участникам закупки о наличии у них права собственности на продаваемый объект закупки. При этом, пунктом 1.3 проекта контракта определено, что: "жилое помещение принадлежит продавцу на праве собственности на основании ______, право собственности зарегистрировано (подтверждено): ____________". Тем самым, проект контракта предполагает включение сведений о праве собственности победителя электронного аукциона на объект закупки, но отсутствие требований к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требований к составу заявки в части подтверждения соответствия такому требованию не соответствует положениям законодательства о контрактной системе.
2. В нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по ее заполнению (Приложение N 3 к извещению о проведении электронного аукциона) не предполагают декларирование участником закупки соответствия требованию пункта 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно правилу, установленному пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0169300035923000038 следует, что объектом закупки является приобретение в муниципальную собственность жилого помещения (квартиры) для переселения граждан из многоквартирных жилых домов признанных аварийными и подлежащими сносу в рамках областной адресной программы "Переселение в 2019-2023 годах граждан из аварийного жилищного фонда в городах и районах Челябинской области" не менее 73,8 кв.м. в г. Челябинск.
Согласно извещению о закупке описание объекта закупки указано в файле "Приложение к извещению N 1 описание объекта закупки" - являющемся Приложением N 1 к извещению.
Приложением N 1 к извещению о проведении электронного аукциона является техническое задание, включающее основные требования к жилым помещениям, в том числе определенные в табличной форме: вид жилого помещения; количество; общую площадь жилого помещения (кв.м.); категорию дома; требования к функциональным характеристикам жилого помещения; место расположения жилого помещения.
Так, в столбце "категория дома" указано следующее: "многоквартирный жилой дом: кирпичный, кирпично-монолитный, монолитный, панельный, блочный, шлакоблочный, плиты перекрытия железобетонные (ЖБИ), бетонные".
Но согласно пояснениям представителей заказчика многоквартирный жилой дом одновременно не будет кирпичным, кирпично-монолитным, монолитным, панельным, блочным, шлакоблочным.
Принимая во внимание, что согласно пункту 2.6 инструкции по заполнению заявки на участие в закупке при перечислении в описании объекта закупки значений показателя товара с использованием союза "и", а также через запятую "," , точку с запятой ";" в заявке на участие в закупке одновременно указываются все перечисленные значения показателя товара, предложение участника закупки о предлагаемом товаре должно было содержать все перечисленные заказчиком категории дома, что не только не соответствовало бы действительности, но и не отвечало бы потребности заказчика. Кроме того, комиссии по осуществлению закупок при отсутствии таких сведений в заявке участника электронного аукциона надлежало отклонить заявку участника закупки, в которой категория дома указана не в изложении описания объекта закупки (технического задания) заказчика, что также не отвечало бы потребности заказчика.
Таким образом, описание объекта закупки, требования к содержанию, составу заявки на участие и инструкция по ее заполнению, содержат неоднозначную информацию относительно требуемой Администрации Симского городского поселения категории дома, что не соответствует положениям части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Принимая во внимание, что контракт по результатам рассматриваемого электронного аукциона заключен, Комиссией Челябинского УФАС России предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не может быть выдано.
Исходя из изложенного, информации, представленной заказчиком, уполномоченным органом, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42, подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 сентября 2023 г. N 074/06/99-2063/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023