Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика - и.о. директора ГБОУ АО "Ахтубинская кадетская школа - интернат имени П. О. Сухого" Голяцкого Е.С. и Решетниковой Т.Н. (доверенность от 28.08.2021 б/н) и в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Ахтубинская кадетская школа - интернат имени П. О. Сухого" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на капитальный ремонт ограждения территории школы-интернат (ГБОУ АО "АКШИ им. П. О. Сухого") (номер извещения: 0325200010523000008), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.08.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. (далее - Заявитель, ИП Тожибаев З.П.) на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Ахтубинская кадетская школа - интернат имени П. О. Сухого" (далее - Заказчик) при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на капитальный ремонт ограждения территории школы-интернат (ГБОУ АО "АКШИ им. П. О. Сухого") (номер извещения: 0325200010523000008) (далее - запрос котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении запроса котировок (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Заказчик 16.08.2023 разместил на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru Извещение.
Начальная (максимальная) цена контракта 6 364 345,39 руб.
Заявитель считает, что Заказчиком в нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571).
Комиссия считает данный довод Заявителя необоснованный по следующим основаниям.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с Постановлением N2571.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В соответствии с пунктом 9 Постановления N2571 при закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки.
Заказчиком в файле "Описание объекта закупки" к Извещению определен объект закупки капитальный ремонт ограждения территории школы-интернат (ГБОУ АО "АКШИ им. П. О. Сухого").
При этом Заявитель считает, что Заказчику необходимо было установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 Постановления N2571, поскольку работы, предусмотренные извещением об осуществлении аукциона, являются работами по благоустройству территории.
В силу пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 38 ГрК РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
В соответствии с частью 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Согласно п. 3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Представители Заказчика на заседание Комиссии пояснили, что объектом закупки является ремонт ограждения, ввиду несоответствие имеющегося ограждения, предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности учебного заведения.
Также, позицией 9 Постановления N2571 предусмотрено непосредственно строительство объекта.
Согласно пункту 13 части 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Однако объектом рассматриваемой закупки не является создание объекта (ограждения), поскольку указанный объект уже создан и требует замены элементов, что не позволяет отнести необходимые Заказчику работы по замене ограждения к строительству.
Таким образом, положения позиции 9 Постановления N2571 не подлежат применению в рассматриваемом случае с учетом специфики объекта закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Астраханского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик правомерно не установил в извещении об осуществлении аукциона дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела 2 Постановления N2571.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению объектом закупки является капитальный ремонт ограждения территории школы-интернат.
Заказчиком в разделе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Извещения установлены требования к содержанию заявки участника закупки, в т.ч. предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) - установлено;
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира - установлено;
В разделе "Техническое задание (Описание объекта закупки)" Извещения установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Таким образом, учитывая, что разделом "Техническое задание (Описание объекта закупки)" Извещения установлены требования к используемым товарам (материалам) при капитальном ремонте ограждения территории школы-интернат, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров в составе заявки на участие в запросе котировок.
Частью 3 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 43, пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что на участие в закупке подано три котировочные заявки, которые были признаны соответствующими, Комиссия Управления считает нецелесообразно выдавать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Тожибаева З.П. на действия государственного заказчика ГБОУ АО "Ахтубинская кадетская школа - интернат имени П. О. Сухого" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на капитальный ремонт ограждения территории школы-интернат (ГБОУ АО "АКШИ им. П. О. Сухого") (номер извещения: 0325200010523000008) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБОУ АО "Ахтубинская кадетская школа - интернат имени П. О. Сухого" нарушившим часть 3 статьи 43, пункт 3 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного запроса котировок на право заключения контракта на капитальный ремонт ограждения территории школы-интернат (ГБОУ АО "АКШИ им. П. О. Сухого") (номер извещения: 0325200010523000008).
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 августа 2023 г. N 030/06/42-891/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023