Комиссия по контролю в сфере закупок, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С.- руководителя Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие индивидуального предпринимателя Ситникова О.Н., в отсутствие представителей муниципального заказчика администрации Ленинского района г.Астрахани, рассмотрев заявление муниципального заказчика администрации Ленинского района г.Астрахани о внесении информации об индивидуальном предпринимателе Ситникова О.Н. (ИНН 6144601220152, юридический/фактический адрес: 347905, Ростовская обл., г. Таганрог, пер.Парковый, 4, кв.419) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 22.08.2023 поступило заявление муниципального заказчика администрации Ленинского района г.Астрахани (далее также - Заказчик) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Ситникова О.Н. (далее также - ИП Ситников О.Н., Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта N23Э от 22.05.2023 на поставку малых архитектурных форм (реестровый номер извещения: 0325300006423000216; ИКЗ 233301601974030190100100280010000244) (далее - Контракт).
Комиссия Астраханского УФАС России, установив фактические обстоятельства, изучив представленные документы, а также проведя внеплановую проверку, приходит к следующему выводу.
11.04.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку малых архитектурных форм (реестровый номер извещения: 0325300006423000216; ИКЗ 233301601974030190100100280010000244) (далее - электронный аукцион).
По результатам электронного аукциона победителем был признан ИП Ситников О.Н., о чем свидетельствует протокол подведения итогов электронного аукциона от 19.04.2023, размещенный в тот же день на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru.
22.05.2023 между Заказчиком и ИП Ситников О.Н. был заключен Контракт, по условиям которого Поставщик обязуется осуществить поставку малых архитектурных форм (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить товар в соответствии с условиями контракта.
Пунктом 2.2. Контракта установлен срок поставки товара: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения контракта.
Цена контракта составляет 222 608 (двести двадцать две тысячи шестьсот восемь) рублей 52 копейки (пункт 3.1 Контракта).
Согласно пункту 4.4. Контракта Поставщик обязуется:
- известить Заказчика о готовности товара к отгрузке не позднее, чем за 1 (один) рабочий день;
- поставить, произвести монтаж (сборку и установку) товара в соответствии с условиями контракта;
- обеспечить качество поставляемого товара в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- своевременно устранять нарушения, выявленные Заказчиком при приемке товара;
- своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку предоставить Заказчику результаты поставки товара, предусмотренные контрактом;
- выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные контрактом.
Заказчиком 27.07.2023 был составлен акт о проверки соответствия качества поставлячемого товара, в котором указано следующее:
" - Балансир по адресу г.Астрахань, ул.Савушкина, 4, корп. 1: отсутствуют пластиковые заглушки в местах установки из сидений. Резиновые демпфера-отбойника качаются и не закреплены снизу на каркасе;
- Карусель и балансир по адресу: г.Астрахань, ул. Маркина, 104, корп. 1: карусель не вращается. Между металлическим каркасом и посадочным местом установлена пластиковая труба (предположительно полипропиленовая). В балансире отсутствуют пластиковые заглушки в местах установки из сидений. Резиновые демпфера-отбойника качаются и не закреплены снизу на каркасе;
- Балансир по адресу г.Астрахань, ул.Латышева, 7В: отсутствуют пластиковые заглушки в местах установки из сидений. Резиновые демпфера-отбойника качаются и не закреплены снизу на каркасе".
Между тем, как следует из письменных объяснений Поставщика, 14.08.2023 ИП Ситников О.Н. направил в адрес Заказчика письмо (исх. от 14.08.2023 /N14/08) о необходимости отмены решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 09.08.2023, поскольку указанные замечания в данном решении и акте от 27.07.2023 о проверки соответствия качества поставлячемого товара устранены.
В подтверждение устранения недостатков, указанных в Решении от 09.08.2023 к пояснениям ИП Ситникова О.Н. приложен фотоматериал.
Пунктом 4.2. Контракта установлено, что Заказчик обязуется: принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в следующих случаях:
а) если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением о проведении электронного аукциона требованиям к участникам электронного аукциона (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении Поставщика, Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 4.2. контракта, что позволило ему стать победителем определения Поставщика;
09.08.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с неисполнением ИП Ситниковым О.Н. обязательств по нему.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
При этом, частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, опубликованным на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru, Решение размещено в Единой информационной системе 09.08.2023.
Поставщиком решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было получено 09.08.2023, о чем свидетельствует соответствующая запись на сайте в сети Интернет zakupki.gov.ru.
С учетом того, что датой надлежащего уведомления ИП Ситниковым О.Н. о Решении является 09.08.2023, Решение вступило в силу 22.08.2023.
Нарушения порядка принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, его направления Исполнителю и размещения в ЕИС не установлены.
Проанализировав взаимоотношения сторон в рамках исполнения заключенного и исполняемого контракта (поведение сторон в их совокупности и взаимосвязи), Комиссия Астраханского УФАС России пришла к следующим выводам.
В гражданских правоотношениях с "публичным элементом" не определено, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение договорных обязательств в любом случае влечет такую меру ответственности как включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует учитывать различия в предметах исследования и оценки обстоятельств неисполнения условий контракта в гражданско-правовом споре и в деле о рассмотрении оснований для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
При включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры ответственности в отношении определенного нарушителя, исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов).
Основанием для включения соответствующих сведений в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта. Важно при этом учесть препятствия к реализации принципа эффективного использования бюджетных средств, решить вопрос, благодаря кому и почему этот принцип не получил должной реализации.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры государственного или муниципального заказа обязательств.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в соответствующих закупках.
Между сторонами фактически имеется гражданско-правовой спор относительно исполнения ИП Ситниковым О.Н. обязательств по муниципальному контракта N23Э от 22.05.2023 на поставку малых архитектурных форм (реестровый номер извещения: 0325300006423000216; ИКЗ 233301601974030190100100280010000244).
Разрешение данной ситуации (правомерности / неправомерности действий сторон) находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Обществом недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия Исполнителя свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего и о наличии у предпринимателя умысла на нарушение условий Контракта.
Согласно частям 1 - 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов; в случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 рассматриваемой статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения ИП Ситниковым О.Н. умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения муниципального контракта N23Э от 22.05.2023 на поставку малых архитектурных форм (реестровый номер извещения: 0325300006423000216; ИКЗ 233301601974030190100100280010000244), недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Ситникове О.Н., Заказчиком не представлено. Более того, Заказчик не настаивал на включении сведений об ИП Ситникове О.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об ИП Ситникове О.Н. в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. В удовлетворении заявления муниципального заказчика администрации Ленинского района г.Астрахани о внесении информации об индивидуальном предпринимателе Ситникова О.Н. (ИНН 6144601220152, юридический/фактический адрес: 347905, Ростовская обл., г. Таганрог, пер.Парковый, 4, кв.419) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отказать.
2.Нарушения муниципальным заказчиком администрацией Ленинского района г.Астрахани требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона отсутствуют.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 августа 2023 г. N 030/10/104-894/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023