Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Врио руководителя управления;
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
рассмотрев направленное Заказчиком - Администрация города Новый Уренгой обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку оборудования для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов, цена контракта 117 000,00 рублей, (извещение по закупке N 0190300010823000239) с ООО "Урал Трейд". (далее - Поставщик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о Поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных Поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 09.08.2023 N89-176/18-07/106 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта NN 01903000108230002390001 от 11.05.2023 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что срок поставки Товара, установленный Контрактом, истек 31.05.2023. До настоящего времени Товар в соответствии с условиями муниципального контракта от 11.05.2023 N 01903000108230002390001 не поставлен Заказчику.
В адрес Поставщика Заказчиком направлено требование об устранении нарушений условий контракта от 07.08.2023 N 89-176/18-07/105 (далее - требование).
08.08.2023 Заказчиком получен от Поставщика ответ на требование от 08.08.2023 N б/н., в котором Поставщик ссылается на анализ рынка и в котором делает вывод о том, что уже после подачи заявки на участие в электронном аукционе (извещение N 0190300010823000239 от 17.04.2023) им был проведен анализ рынка товаров, который предполагался к поставке в рамках осуществления закупки посредством электронного аукциона (извещение N 0190300010823000239 от 17.04.2023).
При подаче заявки Исполнитель согласился с поставкой Товара на условиях и в соответствии с требованиями документации.
Таким образом, данная закупка является особо важной для формирования материального резерва в целях осуществления мероприятий в области гражданской обороны муниципального образования город Новый Уренгой.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 11.05.2023 N 01903000108230002390001.
Поставщик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 22.08.2023 NММ/2406/23, представил объяснения по делу N 089/10/104-618/2023 (далее - пояснения).
Из пояснений следует, что, между ООО "Урал Трейд" и Администрацией города Новый Уренгой был заключен муниципальный контракт N 01903000108230002390001 на поставку оборудования для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов.
"25" апреля 2023 г. Поставщиком была подана единственная заявка на участие в ЭА на поставку оборудования для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов, а именно исходя из тех. описания Заказчика кухня полевая КП-20 в количестве 2 шт., цена за единицу 58 500 рублей. (Общая цена контракта 117000 руб.), по результатам процедуры был заключен контракт N 01903000108230002390001 от 11.05.2023 г.
При подачи заявки на участие в ЭА, Поставщиком был проанализирован рынок, были запрошены коммерческие предложения на кухни полевые КП-20, в связи с чем был сделан вывод, что кухни КП-20 в ценовом сегменте 60000 рублей являются товаром с "хранения", т.е. товар также является новым, не бывшим в употреблении, законсервированным в соответствии с ГОСТ, и с нашей стороны подавая заявку на участие в электронном аукционе к поставке предполагался именно такой товар.
Связавшись с заказчиком для уточнения деталей поставки, Поставщику было озвучено что кухни КП -20 необходимы новые с завода и кухни с "хранения" им не подходят.
25.05.2023 г. Заказчику было направлено письмо (прилагается) с информацией о неверном расчете НМЦК и невозможности поставки товара Кухня КП-20 с завода и предложением расторгнуть данный контракт по соглашению сторон, так как цена поставки значительно (а именно более чем в 4 раза) превышает начальную максимальную цену контракта. Компания ООО "Урал Трейд" относится к микро предприятию, является субъектом малого предпринимательства и такие расходы для компании непосильны и губительны. Так как данная ситуация сложилась изначально в следствие неверного расчёта Заказчиком начальной максимальной цены контракта и введение в заблуждение. Поставщик посчитал, что расторжение контракта по обоюдному согласию и будет являться выходом из сложившейся ситуации, однако Заказчик отказал.
В ответном письме от Заказчика ссылается на риски, связанные ведением предпринимательской деятельности, на нестабильную экономическую ситуацию, повышение цены на данный товар, но в данной ситуации имеет место лишь неверный расчет НМЦК. Цена на новые кухни КП 20 с завода, изначально превышала 240 000 рублей и никак не может стоить 58500 рублей. Понимая к какому ценовому сегменту относится новый товар "Кухни полевые" (к тому же изготавливаются они на заказ и их нет в свободной продаже), Поставщик бы не стал подавать заявку на этот аукцион.
Поставщик в ходе диалога с Заказчиком было выяснено, что цена контракта была сформирована исходя из информации, взятой в сети интернет, но не был учтен тот факт, что данная информация может не соответствовать действительности и Кухни КП 20, которые продают сторонние фирмы, являются также товаром "с хранения". Поставщик запросил информацию у Заказчика о том, от кого они получили коммерческие предложения для формирования НМЦК и запросили у этих организаций информацию о наличии товара. От этих организаций получили ответы, о том, что товара нет в наличии и речь идет о товаре "Кухни КП-20" "с хранения".
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.8.5 Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.05.2023 между Заказчиком и Поставщиком заключен муниципальный контракт N01903000108230002390001.
09.08.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.08.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 22.08.2023.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что муниципальный контракт N 01903000108230002390001 заключен от 11.05.2023.
Согласно. Контракта п.1.1. В порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, Поставщик обязуется произвести поставку Товара, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар.
1.2. Наименование, характеристика, количество, цена Товара определяются в Спецификации (Приложение).
Согласно п. 4.2. Место поставки Товара: ЯНАО, г. Новый Уренгой, ул. Юбилейная, 1.
Поставщик не менее чем за 3 дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место поставки.
Поставка Товара осуществляется только в рабочие дни, т.е. с понедельника по пятницу и в рабочее время Заказчика.
Согласно п.4.1. Поставщик обязуется осуществить поставку Товара в течение 20 дней с момента заключения Контракта (поставка Товара включает в себя погрузочно-разгрузочные работы на место поставки Товара, указанное в Контракте, в том числе занос на этаж). Поставка разовая.
Исследовав представленные Заказчиком и Подрядчиком документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Поставщика не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Поставщик совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Поставщика от исполнения контракта не представлены.
Также Комиссией выявлено, что на текущий момент единственным производителем полевых кухонь КП-20 в Российской Федерации, является ООО "Ирбитский завод спецтехники". ООО "Ирбитский завод спецтехники" потвердел информацию Поставщика о том, что стоимость одного изделия Кухня КП - 20 составляет 265 000 рублей за единицу, а если закупка осуществляется оптом от 10 штук по 240 000 тысяч рублей.
Кроме того, Комиссия отмечает что Поставщиком подана жалоба в органы внутреннего финансового контроля по факту надлежащего обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Поставщиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Урал Трейд", в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Урал Трейд", представленную Заказчиком - Администрация города Новый Уренгой по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку оборудования для промышленного приготовления или производства пищевых продуктов, цена контракта 117 000,00 рублей, (извещение N 0190300010823000239), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 августа 2023 г. N 089/10/104-618//2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023