Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
<_____.>
<_____.>
<_____.>
<_____.>
<_____.>
<_____.>
<_____.>
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи, направленное Заказчиком - МКУ "Управление коммунального заказа" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 96-23/ЭА от 02.06.2023 на выполнение работ по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49)", цена контракта 870 500,00 рублей, (извещение N 0190300004623000120), с ООО "Градпроект" и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения от 10.08.2023 об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта N 96-23/ЭА от 02.06.2023 на выполнение работ по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49), в связи с нарушением его существенных условий Исполнителем ООО "Градпроект" (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что в соответствии с муниципальным контрактом N96-23/ЭА от 02.06.2023, общество с ограниченной ответственностью "Градпроект"" (далее - Подрядчик) приняло на себя обязательства выполнить работы по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49).
В соответствии с пунктом 2.1. муниципального контракта, календарные сроки выполнения работ (включая получение положительного заключения: со дня заключения контракта до 01.10.2023.
Цена контракта составляет 870 500,00 руб. (восемьсот семьдесят тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, без учета НДС 20% в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения) (п. 4.1 Контракта).
Результатом выполненных работ является разработка проектной и сметной документации по благоустройству общественной территории "г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49), с получением положительного заключения государственной или негосударственной экспертизы в части проверки сметной документации на соответствие действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
Исполнителем ООО "Градпроект" нарушены существенные условия муниципального контракт, а именно:
1. В соответствии с календарным планом, Исполнитель обязан выполнить следующие виды работ:
- Топографическая съемка (срок выполнения 26.06.2023-10.07.2023);
- Согласование полноты топосьемки (срок выполнения 17.07.2023-24.07.2023);
- Отчет по геодезическим изысканиям (срок выполнения 24.07.2023-31.07.2023);
- Согласование карточки технических решений (срок выполнения 03.07.2023-17.07.2023);
- Согласование основных проектных решений (срок выполнения 17.07.2023-31.07.2023).
По состоянию на 07.08.2023 Исполнителем ООО "Градпроект" нарушены промежуточные сроки выполнения работ, а именно, не выполнены следующие виды работ:
1. не согласованы топографические материалы;
2. не предоставлены на рассмотрение и согласование Заказчику программы на выполнение инженерных изыскании и отчет по выполненным инженерно-геодезическим изысканиям.
3. не предоставлены карточки технических решении для согласования с Заказчиком.
4. не согласованы основные проектные решения для согласования с Заказчиком, что подтверждается Актом от 07.08.2023 N 96-23/ЭА/4 о нарушении сроков выполнения проектных работ по муниципальному контракту от 02.06.2023 N96-23/ЭА на выполнение работ по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49).
Заказчик утверждает, что в связи с допущенными существенными нарушениями условий муниципального контракта Исполнителем ООО "Градпроект", Заказчик МКУ "УКЗ" в значительной степени лишился того, на что вправе был рассчитывать при заключении муниципального контракта от 02.06.2023 N 96-23/ЭА, а именно: на своевременное и качественное выполнение проектных работ, соответствующих условиям муниципального контракта и календарному плану. В бездействии Исполнителя услуг усматриваются признаки недобросовестности, злоупотребления правом, отсутствие намерений надлежащим образом исполнить обязательства по муниципальному контракту.
На основании вышеизложенного, Заказчик в соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", отказывается в одностороннем порядке от исполнения муниципального контракта от 02.06.2023 N 96-23/ЭА на выполнение работ по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49).
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 23.08.2023 NММ/2407/23, представил ответ по делу N 089/10/104-619/2023 (далее - пояснения).
Из пояснения следует, 02.06.2023 г. между Муниципальным казенным учреждением "Управление коммунального заказа" г. Муравленко (далее МКУ "Управление коммунального заказа", Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "ГрадПроект" (далее ООО "ГрадПроект", Исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 96-23/ЭА (на основании результатов закупки путем проведения электронного аукциона для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0190300004623000120 от 22.05.2023.
Предметом указанного муниципального контракта являлось выполнение работ по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49) (далее Объект).
Согласно п. 2 муниципального контракта устанавливались календарные сроки выполнения работ (включая получение положительного заключения экспертной организации) - со дня заключения контракта до 01.10.2023 г.
Также указывалось, что срок исполнения контракта с учетом приемки и оплаты выполнения работ: со дня заключения контракта до 02.11.2023 г. Цена контракта составила 870 500,00 руб. (восемьсот семьдесят тысяч пятьсот) рублей 00 копеек, без учета НДС 20% в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
10.08.2023 г. МКУ "Управление коммунального заказа" приняло решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта N 96-23/ЭА в связи с тем, что Исполнителем нарушены существенные условия муниципального контракта, а именно промежуточные сроки выполнения работ.
ООО "ГрадПроект" не согласно с указанными причинами отказа Заказчика от исполнения муниципального контракта в связи со следующими обстоятельствами:
Так как в Решении Заказчика указывалось на календарные сроки установленные сторонами, то ООО "ГрадПроект" представил пояснение как утверждался указанный план:
02.06.2023 заключен муниципальный контракт N 96-23/ЭА.
09.06.2023 ООО ТрадПроект" направило письмо (исх.N М01) с разработанным календарным планом.
22.06.2023 г. Заказчик (письмо N 89-175-1651/01-06/3746) направил замечания по поводу согласования календарного плана и устанавливало новый срок согласования - до 23.06.2023
17.07. 2023 ООО "ГрадПроект" направило письмо (исх.N МОЗ), в котором указало, что отредактированный календарный план был направлен 22.06.2023, но он оставлен без согласования.
20.07.2023 ООО "ГрадПроект" направляет письмо (исх.N М04), в котором повторно указывает на то, что отправляло своевременно календарный план.
01.08.2023 г. ООО "ГрадПроект" вновь отправляет календарный план письмо (исх.N М05).
01.08.2023 г. Заказчик уведомляет (письмо 89-175-1651/01-06/4709) ООО "ГрадПроект" о том, что календарный план работ рассмотрен и согласован.
На основании вышеуказанного ООО "ГрадПроект" утверждает, что далее принятое Заказчиком Решение об отказе от исполнения муниципального контракта в связи с несоблюдение календарного плана является несостоятельным.
Более того ООО "ГрадПроект" в период с 09.06.2023 г. направило в адрес Заказчика:
- смету на ПИР;
- топосьемку участка работ;
- разбивочный план с границами работ;
- карточка технических решений.
Переписка сторон свидетельствует о том, что Заказчик принимал документацию, анализировал и выдавал замечания таким образом фактически осуществлял приемку выполненных Исполнителем работ, не заявив ни об утрате интереса к исполнению муниципального контракта, ни об отсутствии потребительской ценности выполненных Исполнителем работ.
Подтверждением этого вывода может служить письма Заказчика от 18.08.2023.
Письмо 89-175-1651/01-06/5134 - с просьбой в срок не позднее 21.08.2023 откорректировать документацию;
Письмо 89-175-1651/01-06/5137 - замечания по топосемке;
Письмо 89-175-1651/01-06/5138 - с просьбой в срок не позднее 21.08.2023 переработать планировочную схему.
В связи с принятым Решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта Исполнитель направил Заказчику (с размещением в системе ЕИС раздел претензионная работа) заявление - претензию с предложением об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N96-23/ЭА от 02.06.2023.
ООО "ГрадПроект" считает действия Заказчика по отказу от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке злоупотреблением реализации прав Заказчика, закрепленных пунктом 2 статьи 715 ГК РФ.
На основании указанного и ст. ст. 70, 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ст. ст. 12, 13, 309, 310 ГК РФ:
Исполнитель просит Комиссию по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому округу не включать сведения об ООО "ГрадПроект" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (извещение N0190300004623000120).
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.3 Контракта расторжение Контракта может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
02.06.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 96-23/ЭА (далее - Контракт).
10.08.2023 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.08.2023 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 22.08.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что муниципальный контракт N 96-23/ЭА на разработку проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49), цена контракта - 870 500,00 рублей, заключен 02.06.2023.
Согласно п. 2.1. Календарные сроки выполнения работ (включая получение положительного заключения: со дня заключения контракта до 01.10.2023 г.
Срок исполнения контракта с учетом приемки и оплаты выполнения работ: со дня заключения контракта до 02.11.2023 г.
Из материалов обращения следует, что Исполнителем нарушены промежуточные сроки выполнения работ.
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Исполнителя отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Градпроект".
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России полагает, что нарушение сроков выполнения работ могло быть следствием ненадлежащего взаимодействия сторон, при реализации муниципального контракта.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание условий исполнения контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было. Умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта. Указанный факт подтверждается перепиской сторон.
В соответствии с пп. "а" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ООО "Градпроект" в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Кроме того, Комиссия учитывает тот факт, что ранее обращений о включении ООО "Градпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в Ямало-Ненецкое УФАС России не поступало.
Таким образом, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, рассмотрев и оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, исследовав комплекс совершенных сторонами действий в рамках исполнения контракта, считает возможным не включать сведения об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "Градпроект" представленную Заказчиком - МКУ "Управление коммунального заказа" по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 96-23/ЭА от 02.06.2023 на выполнение работ по разработке проектной документации по благоустройству общественной территории г. Муравленко, "Купеческая площадь" по ул. 70 лет Октября (в районе д. 37, 49)", цена контракта 870 500,00 рублей, (извещение N 0190300004623000120), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 29 августа 2023 г. N 089/06/104-619/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023