Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_.>. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_.>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_.>. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
в присутствие:
от уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска (далее - ОА г. Якутска, конкурсная комиссия): <_.> (представитель по доверенности),
в отсутствии:
заявителя индивидуального предпринимателя Чыймыевой Жаныл Койчумановны (далее - ИП Чыймыева Ж.К., заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заказчика МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск" (далее - МКУ "Главстрой" ГО "город Якутск", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи, жалобу индивидуального предпринимателя Чыймыева Жаныл Койчумановна действия (бездействие) уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт детско-юношеских спортивных школ городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000123001031), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ИП Чыймыева Ж.К. на действия конкурсной комиссии уполномоченного учреждения.
Из сути жалобы заявителя следует, что конкурсная комиссия уполномоченного учреждения неправомерно отклонила заявку ИП Чыймыева Ж.К.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что с жалобой заявителя не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0116300000123001031 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ООО "РТС-тендер" - 27.07.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 189 097,99 рублей;
4. По окончании срока подачи заявок, подано 5 (пять) заявок, из них 4 (четыре) заявок признанные соответствующими требованиям, 1 (одна) заявка отклонена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу заявителя обоснованной на основании следующего.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.08.2023 N 150 заявка ИП Чыймыевой Ж.К. отклонена по следующим основаниям:
"Отстранение участника закупки (Отказ по ч. 9 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Предоставление недостоверной информации в отношении своего соответствия указанным требованиям".
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Соглансо части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Решение об отстранении участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном настоящим Федеральным законом порядке (части 12 статьи 31 Закона о контрактной системе).
На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Из указанного следует, что заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом "н" пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно позиции 10 приложения к Постановлению N 2571 предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки для проведения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории.
Комиссия Якутского УФАС России проанализировав данную закупку в ЕИС установила, что заказчиком в электронном документе "Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме" установлено следующее:
28 |
Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст.31 Федерального закона N 44-ФЗ |
УСТАНОВЛЕНО Дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ" (далее - Постановление N 2571): наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
В целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснила, что заявка ИП Чыймыева Ж.К. была отклонена в связи предоставлением недостоверной информации в отношении своего соответствия указанным требованиям. Так, конкурсной комиссией по осуществлению закупок был направлен запрос в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о предоставлении информации по земельному участку, расположенному по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Веревское с/пос, д. Романовка д.12. В ответ получена информация из публичной карты Управления Росреестра: зарегистрирован объект с кадастровым номером 47:23:0256001:202, расположенный по адресу Ленинградская область, Гатчинский район, Веревское с/пос, д. Романовка д.12., жилой дом с площадью 58,3 кв.м. с годом завершений строительства и ввода в эксплуатацию 1956 г.
На запрос администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности собственникам земельного участка гр. Нагибиной Д.И., Трубниковой Н.В. не выдавала.
Данные доводы уполномоченного органа не могут быть приняты к учету в связи с тем, что согласно позиции 10 Постановления N2571 наличие у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) подтверждает:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
В силу абзаца 4 подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позицией 32 и позициями 33 - 36 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Одним из договоров, подтверждающих опыт выполнения аналогичных работ, считается контракт, заключенный по 223-ФЗ и 44-ФЗ, только в случае наличия опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Однако в случае наличия опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) в качестве застройщика, подтверждающим документом может быть любой гражданско-правовой договор, заключенный без проведения торгов.
Таким образом, в данном конкретном случае участником закупки для подтверждения наличия опыта требуется предоставить исполненный договор и акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ.
Также Комиссия Якутского УФАС России считает, что ответственность за регистрацию объекта недвижимости, в том числе обеспечение наличия актуальных сведений об объекте недвижимости на онлайн-сервисе "Публичная кадастровая карта" нельзя возложить на застройщика, не являющегося собственником объекта недвижимости.
Также следует отметить, что информация онлайн-сервисе "Публичная кадастровая карта" содержит сведения, содержащиеся в кадастровых картах, носит ознакомительный характер и является справочной.
Для объективного рассмотрения дела, Якутским УФАС России был направлен запрос оператору электронной площадки о предоставлении сведений и документов, представленных в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Из представленных оператором сведений установлено, что ИП Чыймыева Ж.К. в составе заявки закупки для подтверждения своего опыта представлен договор подряда NИЖС-1 от 01 сентября 2022 года на строительство индивидуального жилого коттеджа с площадью 228 м2 и террасой 20 м2 по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Веревское с/пос, д. Романовка д.12, также представлены акт приемки объект капитального строительства, акт приемки-сдачи выполненных работ, акт приемки объекта капитального строительства.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что заявитель соответствует установленным в извещении дополнительным требованиям и в составе заявки были представлены заключенный в надлежащем порядке договор и акты по нему.
В связи, с чем отклонение заявки ИП Чыймыевой Ж.К. согласно протоколу N 150 подведения итогов электронного аукциона от 17.08.2023 г. противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что конкурсная комиссия уполномоченного органа по осуществлению закупок не имела достаточных оснований для отстранения участника закупки, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение части 2 статьи 8, пункта 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ
Выявленное в действиях комиссии Заказчика по осуществлению закупок нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Жалоба ИП Чыймыевой Ж.К. признана обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Чыймыева Жаныл Койчумановна действия (бездействие) уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска при проведении открытого конкурса в электронной форме на капитальный ремонт детско-юношеских спортивных школ городского округа "город Якутск" (извещение N 0116300000123001031) обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган Окружную администрацию города Якутска нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать конкурсной комиссии уполномоченного органа Окружной администрации города Якутска обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии <_.>
Члены Комиссии <_.>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 августа 2023 г. N 014/06/49-1332/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023