Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков" в присутствии представителей по доверенностям:
в присутствии представителей по доверенности:
от Уполномоченного органа - Администрация муниципального образования Гатчинский муниципальный район Ленинградской области:
от Заказчиков - Общеобразовательные учреждения Ленинградской области и Заявителя - ООО "КП Велес": не явились, извещены,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 317 от 08.08.2022 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
21.07.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса N 0145300008923000213 на оказание услуг по организации питания.
Начальная (максимальная) цена контракта - 146 769 420,20 рублей.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
14.08.2023 Управление, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе исходя из поступившего обращения от ООО "КП Велес" (участник конкурса), приняло решение провести внеплановую проверку по данной закупке.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещается заказчиками в виде электронного документа.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 той же статьи предусмотрено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Ленинградского УФАС России выявлено следующие.
По первому и второму доводам обращения Общества сообщаем следующее.
Инспекция установила, в рамках рассматриваемой закупки порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен в соответствии с требованиями Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В рамках нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", в рамках которого выделены детализирующие показатели:
- характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров);
- характеристика квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров);
- характеристика квалификации участников закупки N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров).
Показатель установлен в соответствии с подпунктом "в" пункта 24 Положения, детализирующие показатели установлены в соответствии с пунктом 28 Положения, оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом "е" пункта 20 Положения.
Заявитель оспаривает положения, установленные в рамках детализирующего показателя характеристика квалификации участников закупки N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров).
В своем обращении Заявитель указывает: "_ исходя из указанной заказчиком формулы на основе расчетов которой получается, что в случае, если по одному предоставленному исполненному договору сумма договора будет хоть на один рубль меньше наибольшего значения характеристики, то участнику будет начислено 0 баллов, что и отражено в решении комиссии.
Считаем, что данная формулировка искажает суть предъявляемых к участнику требований, т.к. в данном случае, если в заявке участника будут договоры, представленные с меньшей ценой одного из исполненных участником закупки договоров, то такие договора должны быть приняты заказчиком к фактической оценке, исходя из суммы исполненного договора, а не исходя из критерия наименьшей цены представленного исполненного договора. И ни при каких условиях, наличие исполненного договора меньшим значением не должно обнулять баллы по данному показателю (Характеристика квалификации участников закупки N 3 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров)".
Однако подтверждений в отношении своих высказываний в материалы дела подателем жалобы не представлено.
Инспекция, изучив материалы дела, а также положения Закона о контрактной системе, пришла к выводу, что оспариваемое Заявителем положение не противоречит Постановлению Правительства РФ N 2604 и Закону о контрактной системе.
Учитывая тот факт, что Заявитель явку представителей на заседание Инспекции не обеспечил, материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Инспекция приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
Также Заявитель указывает: "В рамках характеристики квалификации участников закупки N 3 "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчиком принимаются к оценке исключительно исполненный (ые) договор (договоры), предусматривающий (ие) поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, связанных с предметом контракта: услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Считаем, что данная формулировка искажает и подменяет понятия и содержание предъявляемых к участнику требований, т.к. в данном случае, участником могут быть представлены для оценки только договоры поставки товара, связанные как указано Заказчиком с предметом контракта только опосредованно, а не на прямую, давая возможность к оценке критериев участника фактически не осуществляющего деятельность по организации услуги общественного питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления".
Установление показателя оценки заявок в части определения сопоставимого опыта оказания услуг с учетом численности, находящихся на мероприятиях/объектах зрителей, соответствует предмету заключаемого контракта, который включает условия о количестве человек, присутствующих на объекте, подлежащем охране, что не противоречит абзацу 2 подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения.
Абзацем 2 подпункта "в" пункта 28 Положения предусмотрено, что Заказчик при формировании порядка оценки обязан установить предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В рамках характеристики квалификации участников закупки N 3 "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" Заказчиком принимаются к оценке исключительно исполненный (ые) договор (договоры), предусматривающий (ие) поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, связанных с предметом контракта: услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
Указанная формулировка полностью соответствует формулировке позиции 33 раздела VI Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 2571).
Таким образом, сопоставимость предмета оцениваемого договора с предметом контракта установлена Заказчиком с учетом подхода, примененного в Постановлении Правительства N 2571.
На основании вышеизложенного, Инспекция не усматривает нарушений в оспариваемых Заявителем положениях прядка рассмотрения и оценки заявок участников
По третьему доводу обращения Инспекция Ленинградского УФАС России установила следующие.
Согласно доводам обращения, Общество не согласно с результатами рассмотрения конкурсной комиссией заявок участников конкурса, выраженные в отклонение его заявки.
В соответствии с Протокол подведения итогов определения поставщика от заявка Общества отклонена по следующему основанию:
"Отклонение заявки участника закупки по основаниям, предусмотренным п.п. 1 и 8 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
- предложение участника закупки о цене контракта, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не соответствует требованиям, предусмотренным п.п. 1.1 и 1.7 Описания объекта закупки, Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Порядка организации бесплатного питания в образовательных организациях Ленинградской области и установлении стоимости бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области".
- участником закупки в составе заявки на участие в закупке предоставлены недостоверные сведения в отношении информации, предусмотренной пп. "п" п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По мнению Общества, указанные основания отклонения заявки Общества, изложенные в Протоколе, являются ненадлежащими, несоответствующими нормам Закона о контрактной системе.
Инспекция, проверив действия конкурсной комиссии при рассмотрении заявки, соглашается с Обществом и выявляет нарушения при отклонении заявки на основании следующего.
Согласно п. 8 ч. 12. ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
По первому основанию, указанному в Протоколе о том, что предложение участника закупки о цене контракта, предусмотренное п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не соответствует требованиям, предусмотренным п.п. 1.1 и 1.7 Описания объекта закупки, Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Порядка организации бесплатного питания в образовательных организациях Ленинградской области и установлении стоимости бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области" Комиссия установила следующее.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе заявка участника должна содержать предложение участника закупки о цене контракта (за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 настоящей части).
Из материалов дела следует, что при НМЦК в 146 769 420,20 рублей в составе заявки Общества имелось предложение о цене контракта в 118 883 230,36 рублей.
Согласно Описанию объекта закупки:
"1.1. Стоимость питания включает в себя стоимость услуг по организации горячего питания и обеспечению молоком (обучающимся по образовательным программам начального общего образования), налоги, сборы и иные расходы, связанные с оказанием данных услуг.
1.7. Организация питания должна обеспечиваться в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и нормативных документов, в том числе:
- Областной закон Ленинградской области от 17.11.2017 N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области";
- Постановление Правительства Ленинградской области от 1 апреля 2022 г. N198 "О внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 24 октября 2006 года N295 "Об утверждении порядка организации бесплатного питания в образовательных организациях Ленинградской области и установлении стоимости бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области".
Статьей 4.2 Областного закона Ленинградской области от 17.11.2017 N 72-оз (ред. от 10.04.2023) "Социальный кодекс Ленинградской области" установлено следующее:
1. Бесплатное питание предоставляется обучающимся в государственных образовательных организациях Ленинградской области и муниципальных образовательных организациях в Ленинградской области по основным общеобразовательным программам, в частных образовательных организациях, расположенных на территории Ленинградской области, по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях Ленинградской области и государственных образовательных организациях высшего образования Ленинградской области по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, относящимся к следующим категориям:
1) состоящим на учете в противотуберкулезном диспансере;
2) один из родителей (оба родителя) которых погиб (погибли) при выполнении служебных обязанностей в качестве военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, лица рядового, начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
3) относящимся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
4) являющимся усыновленными детьми;
5) относящимся к лицам с ограниченными возможностями здоровья;
6) из приемных семей, отвечающих критериям нуждаемости, установленным частью 5 статьи 1.7 настоящего Кодекса;
7) из многодетных семей, отвечающих критериям нуждаемости, установленным частью 5 статьи 1.7 настоящего Кодекса;
8) из семей, отвечающих критериям нуждаемости, установленным частью 6 статьи 1.7 настоящего Кодекса.
2. Обучающимся в государственных профессиональных организациях Ленинградской области, государственных образовательных организациях высшего образования Ленинградской области по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, по основным программам профессионального обучения - программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих и проживающим в общежитиях, не относящимся к категориям обучающихся, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляется трехразовое бесплатное питание.
3. Обучающимся по образовательным программам начального общего образования в образовательных организациях Ленинградской области, реализующих основные общеобразовательные программы, бесплатно предоставляется по 0,2 литра молока или иного молочного продукта каждый учебный день в течение учебного года в определенные образовательной организацией часы с учетом режима учебных занятий.
3-1. Обучающимся по образовательным программам начального общего образования в образовательных организациях Ленинградской области, реализующих основные общеобразовательные программы, предоставляется бесплатное горячее питание, предусматривающее наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, каждый учебный день в течение учебного года в определенные образовательной организацией часы с учетом режима учебных занятий.
4. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным питанием. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Порядок и условия предоставления бесплатного питания устанавливаются постановлением Правительства Ленинградской области.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Порядка организации бесплатного питания в образовательных организациях Ленинградской области и установлении стоимости бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области" закреплено следующее:
1. Установить с 1 января по 31 декабря 2023 года стоимость питания, предоставляемого на бесплатной основе обучающимся в государственных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях Ленинградской области, реализующих основные общеобразовательные программы, в частных образовательных организациях, имеющих государственную аккредитацию по основным общеобразовательным программам, расположенных на территории Ленинградской области, а также в государственных профессиональных образовательных организациях Ленинградской области и в государственных образовательных организациях высшего образования Ленинградской области, реализующих программы профессионального образования квалифицированных рабочих и служащих, профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (далее - образовательные организации Ленинградской области), отнесенным к одной из категорий обучающихся, указанных в статье 4.2 областного закона от 17 ноября 2017 года N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области" (далее - Социальный кодекс), в размере:
- 125 рублей в день для обучающихся по образовательным программам начального общего образования на организацию питания, предусматривающего наличие горячего блюда, не считая горячего напитка;
- 125 рублей в день для обучающихся по образовательным программам основного общего образования (завтрак и обед или только комплексный обед по заявлению родителей (законных представителей);
- 125 рублей в день для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования (завтрак и обед или только комплексный обед по заявлению родителей (законных представителей);
- 125 рублей в день для обучающихся по программам профессионального образования квалифицированных рабочих и служащих, профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ленинградской области (завтрак и обед или только комплексный обед по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей);
- 215 рублей в день для обучающихся по программам профессионального образования квалифицированных рабочих и служащих, профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ленинградской области, проживающих в общежитии, не относящихся к категориям обучающихся, указанным в части 1 статьи 4.2 Социального кодекса (трехразовое питание).
2. Установить стоимость предоставляемого бесплатно обучающимся по образовательным программам начального общего образования в образовательных организациях Ленинградской области, реализующих основные общеобразовательные программы, 0,2 литра молока или иного молочного продукта в соответствии с частью 3 статьи 4.2 областного закона от 17 ноября 2017 года N 72-оз "Социальный кодекс Ленинградской области" с 1 января по 31 декабря 2023 года в размере не более 14,8 рубля за 0,2 литра.
Из позиции Уполномоченного органа, представленной в Ленинградское УФАС России, следует, что Федеральное законодательство входит в противоречие с Областным законодательством на основании того, что Закон о контрактной системе не предусматривает возможности устанавливать запрет на снижение цены контракта, вместе с тем стоимость питания на одного человека в день установлена Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295 (ред. от 20.12.2022) "Об утверждении Порядка организации бесплатного питания в образовательных организациях Ленинградской области и установлении стоимости бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области" в виде фиксированной суммы, ее уменьшение не предусматривается и не допустимо.
Из расчетов Уполномоченного органа следует, что предложение участника закупки о цене контракта было сделано со снижением, перекрывающим стоимость молока по 0,2 литра и существенно уменьшающим стоимость питания на одного человека в день.
Вместе с тем, Инспекция констатирует не противоречие Федерального и Областного законодательств друг другу, а неправильное составление Описания объекта закупки при формировании Извещения и неверную трактовку норм права со стороны Уполномоченного органа.
Анализ статей 34, 42, 43, 48, 51 Закона о контрактной системе, произведенный Инспекцией, свидетельствует, что они не устанавливают какого-либо запрета о возможности предоставления определённого ценового предложения участника, более того законодательство разрешает заключать контракты за право заключения контракта.
Анализ Постановления Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295 и Областного закона Ленинградской области от 17.11.2017 N 72-оз, произведенный Инспекцией, свидетельствует о том, что Областным законодательством лишь установлен порядок организации бесплатного питания в образовательных организациях Ленинградской области и установлена стоимость бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях Ленинградской области.
По мнению Инспекции, законодательство Ленинградской области не противоречит Закону о контрактной системе поскольку регулирует отношения разных составляющих, не пересекающихся между собой.
В настоящем деле, закупка проводится в виде открытого конкурса в электронной форме, Заказчиком установлены ценовой и неценовой критерии оценки заявок участников закупки.
При подаче заявки на участие в закупке по критерию "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" участникам позволено право соперничать и предлагать лучшие условия по данному критерию путем снижения цены, в том числе, за право заключения контракта.
По сути Уполномоченный орган считает, что, с одной стороны, Заказчиком установлена НМЦК, но, с другой стороны, есть и такая сумма (указанная в Областном законодательстве), ниже которой не может быть дано предложение участниками, а все заявки, сделавшие такое предложение, будут подлежать отклонению по основанию предоставления недостоверной информации.
Однако Областное законодательство не регулирует сферу заключения контрактов и не устанавливает требования по ограничению возможности снижать именно предложение участника по ценовому критерию, поскольку лишь указывает на необходимость соблюдения стоимости бесплатного питания обучающихся в образовательных организациях, которое должно быть осуществлено исполнителем в последующем, исходя из определённых нормативов.
Иная трактовка законодательства, предложенная Уполномоченным органам, по сути сводится к тому, что Постановление Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295 не позволяет в полной мере провести конкурс в соответствии с Постановлением Правительства РФ N2604 и статьей 48 Закона о контрактной системе.
Инспекция считает, что предложенная участниками закупки цена контракта является результатом самостоятельной хозяйственной деятельности участника и предпринимательскими рисками, но никак не может являться основанием для отклонения его заявки в конкретном случае.
Довод Уполномоченного органа о том, что организация питания не сможет быть организована надлежащим образом на предложенную сумму не может быть принято во внимание.
Во-первых, данный вывод сделан на основе гипотетических заключений и не может быть проверен, во-вторых, участник может преследовать цель заключения контракта для наличия последующего опыта, в-третьих, снижение качества питания должна контролироваться на этапе исполнения обязательств, а не на этапе подачи заявки.
То есть, Инспекция приходит к выводу, что в данном деле Общество могло предложить цену в 118 883 230,36 рублей и в контракте будет указана общая цена обязательств, но при этом, в контракте также необходимо предусмотреть, что организовывать непосредственные услуги по питанию необходимо с учетом граммовок блюд, энергетической ценности, меню и стоимости одного завтрака/обеда и молока с применением Областного законодательства.
То есть, цена контракта (предложенная участником), никак не пересекается с нормативами питания в регионе, а Областной закон не содержит противоречий Федеральному закону, указанных Уполномоченным органом.
Анализ настоящего Извещения свидетельствует о том, что сам Уполномоченный орган не предусмотрел, что стоимость "Детодня", непосредственно для лица, которое будет организовывать питание, уже определена Постановлением Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 N 295 и ее не нужно определять по результатам проведения конкурса, поскольку по итогам конкурса нужно определить лишь цену контракта.
Более того, сама по себе формулировка о предоставлении недостоверной информации в предложении цены контракта вовсе не могла быть указана в Протоколе, поскольку в Извещении требования о том, что при указании цены ниже норм Областного законодательства не установлены. Пункт 1.7 Описания объекта закупки содержит исключительно ссылку (указание) на сам закон, чего объективно не достаточно для понимания потенциальными участниками условий, которые могут привести к отклонению заявки.
Таким образом, Инспекция пришла к выводу, что первое основание отклонения не могло быть применено на основании п. 8 ч. 12. ст. 48 Закона о контрактной системе, в чем усматриваются нарушения в действиях конкурсной комиссии.
По второму основанию, указанному в Протоколе о том, что участником закупки в составе заявки на участие в закупке предоставлены недостоверные сведения в отношении информации, предусмотренной пп. "п" п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия установила следующее.
Согласно пп. "п" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Из материалов дела усматривается, что Обществом исполнено данное требование, а в составе заявки имеются реквизиты.
Из позиции Уполномоченного органа следует, что БИК: 044030704 соответствует иное наименование банка "Ф. ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в г Санкт-Петербурге", в то время как в заявке указан "Банк ВТБ (ПАО)", в результате чего, по его мнению, в заявке участника указаны недостоверные сведения, а у Заказчиков возникнут проблемы для начисления денежных на счет исполнителя.
На вопрос Инспекции о том, делались ли конкурсной комиссией запросы в банк для подтверждения недостоверной информации, представитель Уполномоченного органа ответил, что такие запросы не делались, информация проверена посредством коммуникационной сети Интернет.
Из позиции Общества следует, что в заявке предоставлены актуальные данные его счета, заявленный филиал относится к Банку ВТБ (ПАО) и имеет БИК: 044030704, проблем с неначислением денежных средств по иным контрактам не происходило.
Со своей стороны, Инспекция считает, что указание головного банка, а не филиала не могло являться основанием для констатации недостоверных сведений в БИК и невозможности оплатить обязательство по нему.
Кроме того, Инспекция провела анализ в реестре контрактов ЕИС и выявила наличие контрактов с указанием банка ВТБ (ПАО) и БИК: 044030704, при этом проблем с оплатой не возникало.
В качестве примера Инспекция считает возможным привести контракт N 3471700615521000017 от 21.12.2021 между Обществом и МОУ "ВОЛОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА N1" на оказание услуг по организации горячего питания (в реквизитах контракта, указан основной банк ВТБ (ПАО), а оплата происходит через филиал), платежным поручением от 26.12.2022 N2080 подтверждается, что проблемы с БИК: 044030704 отсутствуют.
Инспекция также подчеркивает, что официальный запрос в банк не делался, однако если конкурсная комиссия в течение данного законодателем времени не имеет доказательств о недостоверности сведений на момент рассмотрения заявки, то такая заявка подлежит допуску, при этом каждый заказчик, в последующем, не лишен права отказаться от исполнения контракта в случае подтверждения вышеуказанного факта.
В настоящем деле Общество представило сведения о требуемых реквизитах.
Инспекция обращает внимание на Постановление АС ВВО от 06.07.2015 N Ф01-2471/2015 по делу N А28-10055/2014, в котором рассматривалась жалоба на действия заказчика, отклонившего заявку, поскольку на сайте, который был указан участником в качестве сайта организации-производителя, отсутствовала информация, что эта организация занимается какимлибо производством товаров. Суд признал отклонение заявки по данному основанию неправомерным, поскольку Закона N 44
ФЗ не наделяет комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками закупки информации на предмет ее соответствия сведениям третьих лиц на их сайтах в сети Интернет.
В Постановлении АС СЗО от 14.06.2016 N Ф04-2277/2016 сказано, что данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными или быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Следовательно, нельзя ориентироваться на них при признании сведений, указанных участником в заявке, недостоверными.
Кроме того, Закон о контрактной системе не наделяет конкурсную комиссию полномочиями по проверке предоставленной участниками информации на предмет ее соответствия сведениям, представленным третьими лицами на их сайтах в сети Интернет. Если же комиссия приняла решение о проверке достоверности сведений, предоставленных участниками закупки, такой запрос в первую очередь следует направить производителю товара, банкам, официальным организациям и государственным органам (см., например, Постановление АС УО от 07.06.2018 N Ф09-2169/18 по делу N А60-38386/2017).
Таким образом, два основания отклонения заявки, указанные в протоколе, не находят подтверждений в материалах дела.
Исходя из чего, Инспекция в действиях Заказчика усматривает нарушение п.1,8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при отклонении заявки и констатирует нарушение п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе при Описании объекта закупки.
Положения части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предоставляют антимонопольному органу право выдавать Заказчику обязательное для исполнения предписание.
Вместе с тем, такое право должно быть реализовано контролирующим органом с учетом принципов добросовестности и недопущения ущемления прав не только участников закупки, но и заказчика, принимая во внимание необходимость скорейшего удовлетворения его потребностей, соблюдения баланса частных и публичных интересов, своевременного и добросовестного использования бюджетных средств (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017).
Инспекция подтверждает, что в материалах дела имеются доказательства того, что Извещение и действия конкурсной комиссии нарушают Закона о контрактной системе, тем не менее, на момент проведения настоящей проверки (23.08.2023), Ленинградское УФАС России Решением и Предписание по делу N 047/06/42-2284/2023 уже отменило Протокол подведения итогов определения поставщика по данной закупке и обязало внести изменения в извещение, в связи с чем выдача предписания в настоящем деле не является целесообразной.
Таким образом, Инспекция Ленинградского УФАС России считает возможным не реализовывать свое право по части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в данном конкретном случае.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,8 ч.12 ст.48, п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе;
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 августа 2023 г. N 047/10/99-2364/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023