Инспекция Ленинградского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 463 от 26.11.2021 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка комплекса для размещения на особый период по гражданской обороне".
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
28.07.2023 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении закупки N 0145200000423000920.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что Конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно обращению, Заявитель оспаривает следующее положение проекта контракта:
"При исполнении Контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте".
По мнению Заявителя, проект контракта не содержит условия о заключении дополнительного соглашения о поставке товара, у которого качество, технические и функциональные характеристики являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими характеристиками, указанными в контракте.
Вместе с тем, Участник не учел того, что согласно части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон.
В соответствии с частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Проанализировав положения статьи 95 Закона о контрактной системе, Инспекция не находит оснований для признания доводов обращения обоснованными, поскольку законодательством не установлена обязанность устанавливать в контракте положения регламентирующих изменение существенных условий контракта, например таких как поставка товара качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. Данный вопрос решается по соглашению сторон, вне зависимости от установления в проекте контракта.
Таким образом, Инспекция Ленинградского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе. Доказательств обратного Инспекции представлено не было.
Однако, изучив документы в составе извещения, Инспекция выявила в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в следующем.
Инспекция, проанализировав извещение, установила, что в требованиях к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара установлены в том числе следующие значения показателей: "Предел температуры окружающей среды в условиях эксплуатации, °C От минус 40 до плюс 40", "Морозостойкость ткани в статических условиях, °C - Не выше минус 40", "Допустимая погрешность размера ячейки сварной сетки, мм - 12", "Допустимая погрешность диаметра проволоки сетки, мм -
0,21".
Согласно инструкции по заполнению конкретных значений показателей Заказчиком установлено:
"При подаче сведений участник закупки должен применять обозначения (единицы измерения, наименования технических и функциональных показателей) в соответствии с обозначениями, установленными описанием объекта закупки.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны носить предположительный характер, то есть должны быть конкретными, а также не должны сопровождаться словами "не менее_", "не более_", "не выше_", "_или_".
Если в столбце "Значение показателя" таблицы описания объекта закупки показатель сопровождается словами "не менее", участник закупки указывает одно конкретное (не интервальное) значение показателя, равное или больше значения, установленного описанием объекта закупки, но без сопровождения словами "не менее".
Если в столбце "Значение показателя" таблицы описания объекта закупки показатель сопровождается словами "не более_х_", участник закупки указывает одно конкретное (не интервальное) значение для каждого показателя, равное или меньшее установленного описанием объекта закупки.
Если в столбце "Значение показателя" таблицы описания объекта закупки показатель сопровождается словами "не выше", участник закупки указывает одно конкретное (не интервальное) значение показателя, равное или ниже значения, установленного описанием объекта закупки, но без сопровождения словами "не выше".
Если в столбце "Значение показателя" таблицы описания объекта закупки предложены альтернативные значения показателей с использованием союза "или" в формате "_или_", Участник закупки указывает одно из предложенных значений, исключив слово "или".
Если в столбце "Значение показателя" таблицы описания объекта закупки показатель сопровождается словами "наличие", Участник закупки при согласии с указанными требованиями (выполнении данных условий), обозначает значение показателя в заявке словами "наличие". Замена участником закупки слова "наличие" в значении показателя на слова-синонимы допустима (например: "есть", "имеется" и т.д.).
Требования к значениям показателей товаров, установленные с использованием иных слов или словосочетаний, знаков препинаний, символов, числовых значений являются требованиями к показателям, значения которых не могут изменяться участником при подаче заявки.
Если в столбце "Значение показателя" таблицы описания объекта закупки показатель сопровождается словами "диапазон", "от_до_", участник закупки не может предложить товар, характеристики которого лежат в другом диапазоне, данные требования к показателям не могут изменяться участником при подаче заявки".
Руководствуясь данными положениями инструкции, Инспекция приходит к выводу, что однозначно не представляется возможным определить, относится ли слово "минус" к требованию, которое не описано инструкцией или нет.
Кроме того, Инспекция отмечает, что представленная в описании объекта закупки характеристика "Морозостойкость ткани в статических условиях, °C - Не выше минус 40" содержит указание на математический знак "-" в форме текста.
Инспекция отмечает, что такое положение инструкции является ненадлежащим, поскольку не представляется возможным определить необходимость указания математического знака "-" прописью, что может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение. Также установление требований к математическим знакам в форме словесных значений увеличивает объем требований к характеристикам товаров, что затрудняет заполнение заявки на участие в закупке.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу, что неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям. Указанный вывод изложен в письме ФАС России N ИА/44536/16 от 01.07.2016.
Ввиду чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
3.Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 августа 2023 г. N 047/10/99-2402/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023