Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "БУДГУД" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Центральная база измерительной техники Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ) (извещение N 0348100046523000169 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Аукционной комиссии в части неправомерной отмены Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено 02.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 136 960 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 11.08.2023.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте.
На заседании Комиссии установлено, что 14.08.2023 16:45 Заказчиком на Официальном сайте размещено Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИО1.
При этом, в соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания подачи заявок - 11.08.2023, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.08.2023.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части размещения извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИО1 противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, пунктом 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения происходящего из иностранного государства, утвержденного Постановлением N 1236 установлен исчерпывающий перечень случаев подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения происходящего из иностранного государства.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является "Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ)".
Описанием объекта закупки установлен перечень поставляемого товара, в состав которых включены требования, в том числе к программному обеспечению "Версия предустановленной операционной системы: лицензия на право установки и использования операционной системы специального назначения "Astra Linux Special Edition" (очередное обновление 1.7), уровень защищенности "Усиленный" ("Воронеж"), РУСБ.10015-01 (ФСТЭК), (принята на снабжение в МЧС России согласно приказу N 58 от 03.02.2022 "О принятии на снабжение в МЧС России операционной системы специального назначения "Astra Linux Special Edition")".
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236.
Вместе с тем, Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки не установлены требования в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено в том числе следующее:
"1) Обеспечение исполнения контракта
Требуется обеспечение исполнения контракта
Размер обеспечения исполнения контракта - 41088000.00 Российский рубль
Порядок обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе. При выборе участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается государственный контракт, способа обеспечения исполнения государственного контракта - внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, внесение денежных средств осуществляется по следующим реквизитам: УФК по г. Москве (ФКУ ЦБИТ МЧС России л/с 05731512662), ИНН 5047024694, КПП 504701001, Номер казначейского счета: 03212643000000017300, БИК 004525988, Наименование банка: ГУ Банка России по ЦФО // УФК по г. Москве, Номер ЕКС: 40102810545370000003. Назначение платежа: (указать N извещения, наименование предмета контракта).
2) Обеспечение гарантийных обязательств
Требуется обеспечение гарантийных обязательств
Размер обеспечения гарантийных обязательств - 6848000.00 Российский рубль.
Порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств, требования к обеспечению".
Вместе с тем, Заказчиком в разделе 7 "Обеспечение исполнения Контракта, обеспечение гарантийных обязательств" проекта контракта установлено в том числе следующее:
"7. Обеспечение исполнения Контракта, обеспечение гарантийных обязательств.
7.1. Обеспечение исполнения обязательств по Контракту предоставляется в размере ___% от начальной максимальной цены Контракта, что составляет
_____ (____) рублей ___ копеек".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления информации об обеспечении исполнения Контракта, обеспечении гарантийных обязательств подобным образом вводят участников закупки в заблуждения и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 16 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ).
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлено, в том числе следующее:
"Обеспечение заявки
Требуется обеспечение заявки
Размер обеспечения заявки - 6848000.00 Российский рубль
Реквизиты счета в соответствии с п.16 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ
"Номер расчётного счёта"00000000000000000000
"Номер лицевого счёта" См. прилагаемые документы
"БИК"000000000
"Наименование кредитной организации" Информация отсутствует
"Номер корреспондентского счета" Информация отсутствует
Обеспечение исполнения контракта
Требуется обеспечение исполнения контракта
Размер обеспечения исполнения контракта - 41088000.00 Российский рубль
Платежные реквизиты
"Номер расчётного счёта"00000000000000000000
"Номер лицевого счёта" См. прилагаемые документы
"БИК"000000000
"Наименование кредитной организации" Информация отсутствует
"Номер корреспондентского счета" Информация отсутствует".
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта установлено, в том числе следующее:
"Банковские реквизиты:
УФК по г. Москве (ФКУ ЦБИТ
МЧС России л/с 03731512662)
Номер казначейского счета: 03211643000000017300
ГУ Банка России по ЦФО // УФК по г. Москве
Номер ЕКС: 40102810545370000003
БИК 004525988, ОКТМО 46783000
ОКОПФ 75104".
Изучив документы и сведения, размещенные на Официальном сайте, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления информации в отношении реквизитов счета для перечисления денежных средств подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не подставлено документов и сведения, однозначно свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пунктов 16, 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БУДГУД" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 36, пункта 3 части 2 статьи 42, части 6 статьи 96, пунктов 16, 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 24.08.2023 N 050/06/105-31517/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 августа 2023 г. N 050/06/105-31517/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023