Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Машкевича Владимира Вечеславовича (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального бюджетного учреждения науки "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на приобретение неисключительных прав на использование лицензионного антивирусного программного обеспечения (извещение N 0348100015223000163 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 14.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 177 390,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 22.08.2023.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки с указанием на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
1) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Объект закупки: Поставка лицензий, обеспечивающих техподдержку и обновление антивирусных баз антивирусного продукта к основной лицензии Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный.
Требуемый продукт:
Наименование |
Количество |
Единицы измерения |
Поставка лицензии, обеспечивающей продление техподдержки и обновление антивирусных баз антивирусного продукта: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - Стандартный 100-149 User 2 year Cross-grade* |
100 |
шт |
*Указание в позициях Спецификации на конкретного производителя и наименование ПО без слов "или эквивалент" указано в целях активации неисключительных (пользовательских) прав, поставка ПО других разработчиков, не допускается.
**приобретение неисключительных (пользовательских) прав - это приобретение дополнительного времени предоставления обновлений и техподдержки для имеющихся, установленных, настроенных согласно политикам безопасности антивирусных систем. Сам по себе антивирусный продукт Kaspersky Endpoint Security для бизнеса по сути является бессрочным. Срок имеет только право доступа данного продукта к обновлениям и техподдержке, необходимым для эффективной защиты от вирусных программ, в данном случае считается приобретение дополнительного времени предоставления обновлений и техподдержки для имеющихся, установленных, настроенных согласно политикам безопасности Неисключительных прав. В данном случае обновления, и техподдержка любого другого антивирусного решения не обеспечит должного взаимодействия".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона содержатся указания, в том числе на следующие товарные знаки: "Kaspersky Endpoint Security".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что положениями извещения о проведении Аукциона не предусмотрена возможность выполнения работ, с помощью эквивалентных товаров, а также отсутствует обоснование необходимости требования использования указанных товаров конкретных товарных знаков, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"- отправки команд и push уведомлений через сервис Firebase Cloud Messaging (FCM)".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона содержатся указания, в том числе на следующие товарные знаки: "Firebase Cloud Messaging".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что положениями извещения о проведении Аукциона не предусмотрена возможность выполнения работ, с помощью эквивалентных товаров, а также отсутствует обоснование необходимости требования использования указанных товаров конкретных товарных знаков, что влечет за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Описания объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
1) Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к передаваемым неисключительным правам и их количество, к программным средствам антивирусной защиты мобильных устройств, к программным средствам централизованного управления, мониторинга и обновления на базе ОС Windows, в том числе следующие:
"- запуск специальной задачи для обнаружения уязвимостей в приложениях, установленных на компьютере, с возможностью предоставления отчета по обнаруженным уязвимостям.
- указать параметры подключения к wi-fi сетям;
- указать обязательные к установке приложения;
- создания списка правил на основе которых будет осуществляться проверка мобильного устройства на соответствие корпоративным политикам с возможностью автоматической блокировки устройства, удаления данных, запрета запуска корпоративных приложений при выявлении несоответствий;
-поддержка технологий Samsung KNOX1 и KNOX2.
- отправки SMS-оповещений о заданных событиях;
- централизованное удаление (ручное и автоматическое) несовместимых приложений средствами центра управления;
Количество серверов и рабочих станций не указано потому, что требуется продукт, защищающий и сервера, и рабочие станции вне зависимости от соотношения тех и других. Лицензия должна обеспечивать возможность изменения соотношения защищаемых серверов/рабочих станций/мобильных устройств в течение срока действия лицензионного соглашения в рамках приобретенного числа лицензий (100). Это требование обусловлено возможностью структурных изменений в течение".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования, установленные Заказчиком в Описании объекта закупки противоречат положениям Закона о контрактной системе, поскольку указанные требования могут привести к необоснованному ограничению количества участников закупки.
При этом, представитель Заказчика не представил документы и сведения, однозначно свидетельствующие об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к передаваемым неисключительным правам и их количество, к программным средствам антивирусной защиты мобильных устройств, к программным средствам централизованного управления, мониторинга и обновления на базе ОС Windows, в том числе следующие:
"гибкое управление использованием ресурсов компьютера для обеспечения комфортной работы пользователей при выполнении сканирования файлового пространства".
Вместе с тем, Заказчиком не раскрыты понятия "гибкое управление", а также "комфортной работы", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку указанные условия могут быть применены не в равной степени ко всем участникам закупки.
При этом, представитель Заказчика не представил документы и сведения, однозначно свидетельствующие об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки установлены требования к программным средствам антивирусной защиты мобильных устройств, в том числе следующее:
"Программные средства для антивирусной защиты смартфонов должны функционировать под управлением следующих мобильных ОС:
iOS 10-16 или iPadOS 13-15".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные требования, установленные Заказчиком в Описании объекта закупки вводят участников закупки в заблуждение и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заказчика не представил документы и сведения, однозначно свидетельствующие об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя являются обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является приобретение неисключительных прав на использование лицензионного антивирусного программного обеспечения.
Заказчиком в требования к содержанию и составу заявки установлено, в том числе следующее:
"предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (приложение N 1 к Извещению о проведении аукциона N ___) в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)".
Кроме того, Заказчиком в инструкции установлено, в том числе следующее:
"4. Участник закупки представляет в любой удобной форме или по форме, рекомендуемой заказчиком, информацию о характеристиках предлагаемого участником закупки товара, соответствующих значениям, установленным Приложением N 1 к извещению о проведении аукциона N ____(далее - извещение), а также товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
5. При подготовке заявки участник размещения заказа должен исходить из того, что он готовит свое предложение с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в извещении после полного изучения содержания
6. В случае отсутствия в нормативной документации (ГОСТ и ТУ) значений по требуемым параметрам каких-либо из применяемых при производстве работ товаров, то по данным параметрам ("Значение, предлагаемое участником") допускается участником закупки предоставлять конкретные значения, либо ставить "прочерк", либо указывать "не нормируется". Если заказчиком установлены материалы на выбор, то соответствующие материалы, которые не будут использоваться участником закупки при выполнении работ, не описываются.
7. Участник закупки в составе заявки представляет информацию о конкретных показателях товара (материала) используемого при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг в соответствии со значениями, позволяющими определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям Заказчика, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Перечень товаров и допустимые технические характеристики по каждому показателю указаны в описании объекта закупки (техническом задании).
При указании на товарный знак товара считать описание объекта с применением слов "или эквивалент", за исключением указания в настоящей документации случаев несовместимости товаров, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком, а также случае закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудования, используемым Заказчиком, в соответствии с технической документации.
Указать сведения о товарном знаке, в случае отсутствия в извещении указания на товарный знак (при наличии) или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком (при наличии), отличным от товарного знака, указанного в извещении.
Участник закупки указывает наименование страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран (ОКСМ).
8. Все товары (материалы) должны строго соответствовать Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению), нормативной и технической документации, входящим в состав извещения".
Изучив документы и сведения, Комиссии приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к содержанию и составу заявки подобным образом не ограничивает участников закупки и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заявителя не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом, пунктом 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства, утвержденного Постановлением N 1236 установлен исчерпывающий перечень случаев подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранного государства.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является "Приобретение неисключительных прав на использование лицензионного антивирусного программного обеспечения".
Описанием объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"Требования к передаваемым неисключительным правам и их количество.
Простая (неисключительная) лицензия на право использования программного обеспечения на не менее чем 100 рабочих мест в бумажном виде;".
Вместе с тем, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен запрет на допуск программного обеспечения в соответствии с Постановлением N 1236.
Кроме того, Заказчиком в требованиях к содержанию и составу заявки не установлены требования в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречит требования Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Машкевича Владимира Вечеславовича частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 25.08.2023 N 050/06/105-32123/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 25 августа 2023 г. N 050/06/105-32123/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023