Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращения ООО "РЕГИОН ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального бюджетного учреждения городского округа Химки Московской области "Объединенное городское хозяйство" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление централизации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения РТС-тендер (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на при проведении закупки на выполнение работ по установке МАФ для нужд МБУ "ОГХ" в 2023 году (извещение N 0848300044523000087 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов обращения Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступили обращения Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно принявшего решения об отказе от заключения контракта с участниками закупки с идентификационными номерами заявок "114149372", "114151146", "114147454".
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Конкурса размещено 17.04.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 49 999 999,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 03.05.2023;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса;
5) Заказчиком с ООО "МСГ-ГРУПП" заключен государственный контракт от 16.05.2023 N 87/2023.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию об идентификационном номере заявки на участие в закупке, поданной таким победителем, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Указанный протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю. При этом заказчик вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такие же, как и победитель такой закупки, цену контракта, сумму цен единиц товара, работы, услуги или предложение о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги которого содержит лучшие условия по цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 настоящей статьи, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе связанного по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно позиции 9 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории предъявляется требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ.
В соответствии с Извещением к участникам закупки предъявляются дополнительные требования, предусмотренные позицией 9 Постановления N 2571.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения контракта с участником закупки идентификационный "114149372" в связи с наличием в составе заявки недостоверной информации.
Комиссией установлено, что в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 Постановления N 2571 в составе заявки представлена в том числе копия государственного контракта N 0148200005421000589 на выполнение работ по устройству тротуаров, заключенного между ООО "Техстрой Индустрия" и ГБУ МО "Мосавтодор", а также акты о приемке выполненных работ, сведения о которых размещены на Официальном сайте.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в составе заявки участника закупки "114149372" представлены документы и сведения в соответствии с позицией 9 Постановления N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2023 N ИЭОК1 заявка участника закупки "114149372" признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, 05.05.2023 Заказчиком в ЕИС размещен протокол об отказе от заключения контракта от 05.05.2023 N ПОК20_1 (далее - Протокол отказа N 1).
Из Протокола отказа N 1 следует, что в составе заявки не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие требованиям, установленным на основании статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об отказе от заключения государственного контракта, в связи с предоставлением участника закупки "114149372" недостоверной информации в отношении своего соответствия требованиям, установленным Постановлением N 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым: "Заказчиком был сделан запрос в рамках представленного участником контракта и получен соответствующий ответ о том, что работы не выполнялись (письмо от 04.05.2023 г. N Исх-38956/2023).
Указанные действия прямо указывают о предоставлении участником недостоверных сведений".
В ответ на запрос Заказчика письмом от 04.05.2023 N Исх-38956/2023 заместитель генерального директора ГБУ МО "Мосавтодор" сообщил об отсутствии с ООО "Техстрой Индустрия" контрактов на благоустройство территорий.
Вместе с тем, информация о представленном в составе заявки участника закупки "114149372" контракте размещена на Официальном сайте.
При этом представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о наличии в составе заявки участника закупки "114149372" недостоверной информации.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно принявшего решение об отказе от заключения государственного контракта с участником закупки "114149372" в связи с предоставлением недостоверной информации, а также по основаниям указанным в протоколе нарушают часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Протокол отказа N 1 не содержит исчерпывающую информацию о фактах, на основании которых Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика ненадлежащим образом сформировавшего Протокол отказа N 1 нарушают требования части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Указанная позиция подтверждается решением ФАС России от 13.09.2022 по делу N 28/06/105-2889/2022.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе от заключения контракта с участником закупки идентификационный "114151146", в связи с наличием в составе заявки недостоверной информации.
Комиссией установлено, что в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 Постановления N 2571 в составе заявки "114151146" представлена в том числе копия договора подряда от 15.02.2020 N 201/20 на выполнение работ по строительству индивидуальных жилых домов, заключенного между ООО "АБВ СТРОЙ" и ООО "ПромИнвест", а также акт о приемке объекта капитального строительства.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2023 N ИЭОК1 заявка участника закупки "114151146" признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, 05.05.2023 Заказчиком в ЕИС размещен протокол об отказе от заключения контракта от 05.05.2023 N ПОК20_2 (далее - Протокол отказа N 2).
Из Протокола отказа N 2 следует, что в составе заявки не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие требованиям, установленным на основании статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об отказе от заключения государственного контракта с Заявителем, в связи с предоставлением участника закупки "114151146" недостоверной информации в отношении своего соответствия требованиям, установленным Постановлением N 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым: "Заказчиком сделан запрос в рамках представленного участником договора и получен соответствующий ответ о том, что работы не выполнялись (письмо от 04.05.2023 г. б/н), более того, в указанном договоре указан подписантом иное лицо, которое в том момент не являлось ЕИО.
Указанные действия прямо указывают о предоставлении участником недостоверных сведений.".
В ответ на запрос Заказчика письмом от 04.05.2023 N б/н генеральный директор ООО "ПромИнвест" сообщил об отсутствии договорных отношении с ООО "АБВ Строй", договор подряда от 15.02.2020 N 201/20 между ООО "ПромИнвест" и ООО "АБВ Строй" не заключался.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, принявшего решение об отказе от заключения государственного контракта с участником закупки "114151146" в связи с предоставлением Заявителем недостоверной информации, по основаниям, указанным в письменных пояснениях представителя Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод обращения Заявителя является необоснованным.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Протокол отказа N 2 не содержит исчерпывающую информацию о фактах, на основании которых Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика ненадлежащим образом сформировавшего Протокол отказа N 2 нарушают требования части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком принято неправомерное решение об отказе от заключения контракта с участником закупки идентификационный "114147454", в связи с наличием в составе заявки недостоверной информации.
Комиссией установлено, что в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с позицией 9 Постановления N 2571 в составе заявки представлена в том числе копия государственного контракта N 08483000490220004250001 на выполнение работ по замене оборудования детских игровых площадок на дворовых территориях и территориях общего пользования Орехово-Зуевского городского округа, заключенного между ООО завод игрового и спортивного оборудования "Вивана", и МКУ "Благоустройство и Дорожное хозяйство" Орехово-Зуевского городского округа Московской области, а также акты о приемке выполненных работ, сведения о которых размещены на Официальном сайте.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в составе заявки участника закупки "114147454" представлены документы и сведения в соответствии с позицией 9 Постановления N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2023 N ИЭОК1 заявка участника закупки "114147454" признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, 05.05.2023 Заказчиком в ЕИС размещен протокол об отказе от заключения контракта от 05.05.2023 N ПОК20_2 (далее - Протокол отказа N 3).
Из Протокола отказа N 3 следует, что в составе заявки не представлено документов и сведений, подтверждающих соответствие требованиям, установленным на основании статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заказчиком принято решение об отказе от заключения государственного контракта с Заявителем, в связи с предоставлением участника закупки "114147454" недостоверной информации в отношении своего соответствия требованиям, установленным Постановлением N 2571.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым: "Заказчиком был сделан запрос в рамках представленного участником контракта и получен соответствующий ответ о том, что работы не выполнялись (письмо от 04.05.2023 г. N 1354).
Указанные действия прямо указывают о предоставлении участником недостоверных сведений".
В ответ на запрос Заказчика письмом от 04.05.2023 N 1354 и.о. директора МКУ "Благоустройство и Дорожное хозяйство" Орехово-Зуевского городского округа Московской области сообщил об отсутствии с ООО Завод игрового и спортивного оборудования "Вивана" контрактов на выполнение работ по благоустройству игровых площадок на дворовых территориях общего пользования Орехово-Зуевского городского округа.
Вместе с тем, информация о представленном в составе заявки участника закупки "114147454" контракте N 08483000490220004250001 на выполнение работ по замене оборудования детских игровых площадок на дворовых территориях и территориях общего пользования Орехово-Зуевского городского округа размещена на Официальном сайте.
При этом, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих о наличии в составе заявки участника закупки "114147454" недостоверной информации.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, неправомерно принявшего решение об отказе от заключения государственного контракта с участником закупки "114147454" в связи с предоставлением недостоверной информации, а также по основаниям указанным в протоколе нарушают часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
Следовательно, довод обращения Заявителя является обоснованным.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Протокол отказа N 3 не содержит исчерпывающую информацию о фактах, на основании которых Заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика ненадлежащим образом сформировавшего Протокол отказа N 3 нарушают требования части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Указанная позиция подтверждается решением ФАС России от 13.09.2022 по делу N 28/06/105-2889/2022.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком по результатам проведения закупки заключен государственный контракт от 16.05.2023 N 87/2023.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 9 статьи 31, части 11 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание не выдавать, так как Заказчиком заключен контракт.
3. Материалы дел от 28.08.2023 N 050/06/99-30372/2023, N 050/06/99-30380/2023, N 050/06/99-30387/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 28 августа 2023 г. N 050/06/99-30372/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023