Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение, направленное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Смартстрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ООО "Смартстрой" для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.07.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению объекта "Реконструкция и техническое перевооружение дизайн-центра оптической авионики с центром коллективного пользования для разработки изделий авиационной техники" в рамках бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (далее - Извещение) (реестровый номер закупки - 1073400001523000003) (далее - Аукцион).
Начальная максимальная цена государственного контракта составляет 5 052 596 493,48 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.08.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) победителем Аукциона признано ООО "Смартстрой" с предложением о цене контракта в размере 4 724 177 721,37 руб.
1. На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Согласно информации, опубликованной в ЕИС, Заказчиком 09.08.2023 размещен Протокол подведения итогов.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Официальный сайт) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Так, Заказчиком 11.08.2023 сформирован и размещен в ЕИС, а также на сайте Оператора электронной площадки проект государственного контракта (далее - Проект контракта).
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке протокол разногласий.
На основании изложенного, регламентированной датой подписания ООО "Смартстрой" Проекта контракта с предоставлением обеспечения исполнения государственного контракта или направления протокола разногласий в ЕИС, а также на сайте Оператора электронной площадки, является 18.08.2023.
Комиссией установлено, что 18.08.2023 ООО "Смартстрой" размещен в ЕИС, а также на сайте Оператора электронной площадки протокол разногласий к Проекту контракта.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, или без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий.
С учетом положений пунктов 2 и 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе регламентированной датой размещения доработанного Проекта контракта Заказчиком является 22.08.2023.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 22.08.2023 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки доработанный Проект контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Законом о контрактной системе. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт. Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Учитывая изложенное, регламентированным сроком подписания Проекта контракта ООО "Смартстрой" в ЕИС, а также на сайте Оператора электронной площадки является 23.08.2023.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно Обращению Проект контракта ООО "Смартстрой" подписан 23.08.2023, а также представлено платежное поручение от 23.08.2023 N 3277 на сумму 252 629 824,67 руб., что соответствует размеру обеспечения исполнения контракта, установленному в Извещении.
Представители ФАУ "Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем" (далее - Уполномоченный орган) на заседании Комиссии пояснили, что по состоянию на 25.08.2023 денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта на лицевой счет Межрегионального операционного УФК (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации л/с 05951000201) не поступили, в связи с чем Заказчиком 25.08.2023 размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 25.08.2023 N ППУ20_1.
Представители ООО "Смартстрой" на заседании Комиссии пояснили, что обеспечение исполнения государственного контракта не предоставлено, поскольку 13 банковских организаций не согласовали выдачу независимой гарантии. При этом ООО "Смартстрой" предприняло попытку обеспечить исполнение контракта путем внесения денежных средств на счет Заказчика, вместе с тем в установленный Законом о контрактной системе срок займодавец (на основании договора займа от 17.08.2023 с ООО "Строй Групп") не перечислил денежные средства на счет ООО "Смартстрой".
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно подпункту "б" пункта 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, если в результате проведения проверок участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО "Смартстрой" намерения уклониться от заключения государственного контракта, в связи с чем информация об ООО "Смартстрой" не подлежит включению в Реестр.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
При этом согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, установлено дополнительное требование к участникам закупок о наличии у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
При этом в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, подтверждением соответствия вышеуказанному дополнительному требованию является:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В соответствии с Протоколом подведения итогов комиссией по осуществлению закупок Уполномоченного органа (далее - Комиссия по осуществлению закупок) принято решение о признании заявки АО "Политехстрой" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссией установлено, что АО "Политехстрой" в целях подтверждения опыта выполнения работ по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 представлен договор на выполнение подрядных работ по завершению строительства жилого дома N 21 по адресу: Московская область, Одинцовский район, с. Лайково от 23.04.2019 N 21/1-ЛК-ГП, заключенный между ООО "Ивастрой" и АО "Политехстрой" на сумму 752 919 404,86 руб. (далее - Договор).
При этом Комиссией установлено, что в составе документов, подтверждающих опыт выполнения работ по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 отсутствует разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что данный Договор не подтверждает наличие опыта выполнения работ предусмотренных позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о соответствии заявки АО "Политехстрой" требованиям Извещения и Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и подпунктом "б" пункта 14 Правил,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Смартстрой" (ИНН: 7701096374) в связи с уклонением от заключения государственного контракта, в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлении закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 01.09.2023 по делу N 23/44/104/295 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 сентября 2023 г. N 23/44/104/295
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023