Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
присутствии:
Трефилова В.А. - представитель Министерства здравоохранения Саратовской области (по доверенности от 11.01.2023 N 01-26/218);
Толстикова Г.В. - представитель Министерства здравоохранения Саратовской области (по доверенности от 16.03.2023 N 12-26/4254);
Новик Р.П. - представитель ООО "Технология" (по доверенности от 30.06.2023 N б/н);
Шеин Н.С. - представитель ООО "Технология" (по доверенности от
27.05.2023 N б/н);
рассмотрев информацию Министерства здравоохранения Саратовской области о включении ООО "Технология" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0860200000823003391 "Дооснащение центра обработки данных серверным оборудованием" (далее - Аукцион)
УСТАНОВИЛА:
23.08.2023 Министерство здравоохранения Саратовской области (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "Технология" (далее - Общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения Аукциона.
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
05.05.2023 в ЕИС размещена информация о проведении Аукциона.
Заказчиком является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 980 234 рублей 00 копеек.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2023 NИЭА1 заявка ООО "Технология" признана соответствующей требованиям Аукциона и победителем Аукциона.
29.05.2023 между Министерства здравоохранения Саратовской области и ООО "Технология" заключен контракт N 0860200000823003391_88204 (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта поставщик обязуется поставить сервер, а Заказчик обязуется принять и Заказчик оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п. 2.1. Контракта цена контракта составляет 16 490 000,00 (шестнадцать миллионов четыреста девяносто тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
Согласно п. 3.1. Контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: по местонахождению получателей: г. Саратов, ул. им.
Хользунова, 19, ГУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" (Получатель) , в срок до: с момента заключения до 30 мая 2023 года. Поставщик не менее чем за 1 день до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно п. 3.2. Контакта оформление документа о приемке поставленного Товара осуществляется после предоставления Поставщиком обеспечения гарантийных обязательств в соответствии с Законом о контрактной системе в порядке и в сроки, установленные разделом VIII Контракта.
Согласно п. 3.3. Контракта приемка поставленного товара осуществляется в сроки, установленные п. 3.10, 3.11 Контракта, в порядке, который установлен Контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается Заказчиком (Уполномоченным лицом) (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком (Уполномоченным лицом)), либо Поставщику в те же сроки Заказчиком (Уполномоченным лицом) направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения Заказчиком (Уполномоченным лицом) для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке поставленного Товара Заказчик (Уполномоченное лицо), приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 3.4 Контракта в день доставки вовара Заказчик осуществляет приемку Товара по количеству мест, таре и упаковке, которая включает в себя:
- проверку соответствия количества и комплектности товара требованиям,установленным Контрактом;
- проверку наличия или отсутствия внешних повреждений тары и упаковкиТовара;
- проверку соблюдения температурного режима при хранении и перевозкеТовара (при необходимости).
Результат приемки Товара по количеству и комплектности Товара отражается Заказчиком в документе о приемке, предусмотренном пунктом 3.3 Контракта, который оформляется в порядке и сроки, установленные Контрактом.
Согласно п. 3.5. Контракта для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из пояснений Заказчика следует, что со стороны ООО "Технология" допущено существенное нарушение обязательств, предусмотренных условиями Контракта, а именно: поставка товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не устранены в приемлемый срок.
В рамках исполнения контракта Заказчиком устанавливалось нарушение сроков его исполнения, о чем направлялись претензионные письма от 31.05.2023 N
09-27/8847, от 14.06.2023 N 12-01-27/9692. В полном объеме Поставщиком обязательства не исполнялись. В связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе. Однако, 30.06.2023 поставщиком предоставляются Заказчику результаты исполнения контракта. При приемке товара Заказчиком устанавливаются недостатки, которые зафиксированы в экспертном заключении ООО "ИТ Цех Партнер" от 18.07.2023, в связи с чем поставщику направлен мотивированный отказ о несоответствии товара условиям контракта. Заказчиком направлено претензионное письмо об устранении недостатков, однако по состоянию на 08.08.2023 по мнению Заказчика обязательства поставщиком не исполнены, меры по урегулированию и исполнению контракта не предприняты.
Согласно ч. 1 статьи 95 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 статьи 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Согласно ч.ч. 10, 11 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 12.2. Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.08.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе, которое размещено в ЕИС 09.08.2023.
Согласно ч. 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в силу и Контракт расторгнут 22.08.2023.
Представители ООО "Технологи" не согласны с позицией Заказчика, заявив довод, что поставщиком предпринимались попытки по урегулированию споров и исполнению контракта.
Так, 09.06.2023 поставщиком в адрес Заказчика направлено обращение с просьбой о продлении сроков исполнения контракта, Заказчиком данная просьба оставлена без удовлетворения.
23.06.2023 поставщиком в адрес Заказчика направлено обращение с просьбой осмотреть место хранения товара, поскольку данное условие обусловлено необходимостью соблюдения требований к хранению товара и выполнения требований по его гарантийному обслуживанию, Заказчиком просьба отклонена.
28.06.2023 поставщиком в адрес Заказчика направлено обращение о готовности поставки товара, 30.06.2023 товар предоставлен Заказчику для проверки.
Товар Заказчиком не принят в связи с установлением по мнению Заказчика недостатков товара условиям контракт, изложенным в экспертном заключении ООО "ИТ Цех Партнер". Вместе с тем поставщик возражает по выявленным недостаткам, считает, что данная организация не обладает достаточными знаниями и навыками для проведения экспертизы соответствующего товара, 26.07.2023 поставщиком, а адрес Заказчика направлены возражения.
15.08.2023, 17.08.2023 поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо с предложением поручить проведение экспертизы Союзу "Торгово - промышленная палата Саратовской области". Мотивированного ответа от Заказчика не поступило.
В связи с чем ООО "Технология" самостоятельно провело экспертизу в ООО "Торгово - промышленная палата Саратовской области", по результатам которой установлено, что товар полностью соответствует требования контракта.
Представители ООО "Технология" считают, что организация является добросовестным поставщиком, товар поставлен надлежащего качества, поставщиком предприняты все попытки для урегулирования спора и исполнения контракта.
Согласно ч. 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, 2023-6427 исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера.
К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В материалах дела имеются две экспертизы, проведенные сторонами в рамках гражданского спора, имеющие противоречие. В связи с чем, данный спор разрешается в судебной порядке в рамках гражданского судопроизводства.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют основания для включения ООО "Технология" в реестр недобросоветсных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Министерством здравоохранения Саратовской области, в отношении ООО "Технология" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2023-7269
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 30 августа 2023 г. N 64-245
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023