рассмотрев информацию администрации Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области о включении ИП в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300052823000274 "Выполнение работ по ремонту дорог",
УСТАНОВИЛА:
30.08.2023 администрация Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области (далее - Заказчик) представила в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской
области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ИП в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300052823000274 "Выполнение работ по ремонту дорог" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
10.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона N 0360300052823000274 "Выполнение работ по ремонту дорог".
Заказчиком Аукциона является администрация Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 999 999,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2023 NИЭА1 ИП. (далее Подрядчик, Общество) признан победителем Аукциона.
06.06.2023 администрацией Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области и ИП заключен муниципальный контракт
N 0360300052823000274 на выполнение работ по ремонту дорог.
В соответствии с п. 1.1. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по ремонту дорог в рамках реализации муниципальной программы "Ремонт, содержание автомобильных дорог в границах Репинского муниципального образования на 2023 год".
Пунктом 1.2. Контракта установлено, что Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить на объекте работы по ремонту автомобильных дорог в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительномонтажных работ (выполнить работы по ремонту автомобильных дорог и сдать результаты работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные работы и обеспечить их оплату в соответствии с объемом фактически выполненных работ).
Согласно п. 2.1. Контракта календарные сроки выполнения работ определены сторонами: 1 этапом, с даты заключения контракта до 15 августа 2023 г.
В соответствии с п. 5.1.10. Контракта Заказчик обязан для проверки представленных подрядчиком результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, в том числе сметному расчету по ремонту, которые являются неотъемлемой частью контракта, проводить экспертизу результатов выполненных работ.
Экспертиза результатов выполненных работ проводится заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе. При принятии решения о приемке результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта или об отказе в приемке результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта заказчик, приемочная комиссия (в случае ее создания) должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Пунктом 6.1.1. Контракта установлено, что приемка выполненных Подрядчиком работ, указанных в п. 1.1. настоящего Контракта, осуществляется Заказчиком по завершению всего объема, предусмотренного настоящим контрактом и оформляется документом о приемке выполненных работ, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями уполномоченных лиц сторон контракта в соответствии с положениями Федерального закона "Об электронной подписи", подтверждающего выполнение комплексов (видов) работ в соответствии со сметным расчетом по ремонту, условиями контракта.
Согласно п. 6.1.2. Контракта для проверки выполненных Подрядчиком работ, предусмотренных Контрактом в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, проводится Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Для проведения экспертизы выполненной работы Эксперт или Экспертная организация имеет право запрашивать у Заказчика и Подрядчика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается Экспертом и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Контракта, не препятствующие приемке выполненной работы, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
В соответствии с п. 10.3. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе в случае отступление Подрядчика в работе от условий Контракта или наличия иных недостатков результата работ услуг, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
16.08.2023 Заказчиком, в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств, принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое 16.08.2023 было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления, считается дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС 16.08.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 29.08.2023.
Из письменных пояснений представителя Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе было принято в связи с тем, что обязательства, исполненные индивидуальным предпринимателем, не соответствуют требованиям ГОСТ.
Так, 13.06.2023 Заказчиком с привлечением ООО "Мускад" был произведен строительный контроль выполненных работ, по результатам которого выявлены нарушения в части несоответствия работ требованиям ГОСТ Р 58406.2-2020, что подтверждается протоколом испытаний 3 17-2006 от 20.06.2023.
11.07.2023 представителем ООО "Мускад" был повторно произведен строительный контроль, по результатам которого установлено, что выявленные ранее нарушения не были устранены.
Так, согласно ч. 3 ст. 41 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика
(подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).
Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения информации не были представлены сведения об уведомлении ООО "Мускад" подрядчика о допустимости участия ООО "Мускад" в проведении экспертизы, что не соответствует ч. 3 ст. 41 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заказчиком было направлено индивидуальному предпринимателю письмо N 78 от 18.07.2023, согласно которому Заказчик уведомляет о несоответствии качественных показателей асфальтобетона и указывает, что для приемки работ подрядчику необходимо принять меры по устранению выявленных несоответствий.
Из пояснений индивидуального предпринимателя следует, что работы, предусмотренные контрактом, выполнены в полном объеме и в соответствии с требованиями ГОСТ.
Со стороны Заказчика в адрес Подрядчика 30.06.2023 поступила претензия N 1 от 28.06.2023, в которой указано, что протоколом испытаний N 17-2006 от 20.06.2023 произведены испытания отобранных проб асфальтобетона по ул. 60 лет СССР в с. Репное Балашовского района и что данные пробы не соответствуют ГОСТ Р 58406.22020.
05.07.2023 в адрес Заказчика был направлен ответ, что все нарушения, указанные в претензии N 1 были устранены.
18.07.2023 Подрядчиком от Заказчика было получено письмо о проведенном ООО "Мускад" экспертизе и о необходимости принять меры по устранению выявленных нарушений.
Подрядчик не согласился с выводами ООО "Мускад" и провел независимую экспертизу ООО "Стандарт Качества", где согласно протоколу испытания N 1-0108 от 01.08.2023 физико-механические свойства асфальтобетонной смеси соответствуют требованиям ГОСТ Р 58406.22020.
Также, подрядчиком, в связи с окончанием 1 этапа исполнения контракта в адрес Заказчика были направлены КС 2 и КС 3 для оплаты, однако Заказчиком они были проигнорированы, мотивированного отказа в приемке также не поступало.
Таким образом, комиссия Саратовского УФАС не усматривает в действиях ИП Богданова А.Ю. намерения уклониться от исполнения контракта, так как на протяжении срока выполнения работ предпринимал действия, направленные на исполнение контракта.
Комиссия также отмечает, что характер спора, возникшего между сторонами, носит исключительно гражданско-правовой характер, так как фактически сводится к определению наличия/отсутствия недостатков выполненных работ по ремонту дорог, при этом указанный спор разрешается в судебном порядке.
Антимонопольный орган при осуществлении проверки информации и документов, представленных Заказчиком, не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки и оценивает не правомерность расторжения контракта с позиции гражданского законодательства, а соблюдение Заказчиком процедуры одностороннего отказа от исполнения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе и оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ИП Богданова А.Ю. от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ИП Богданова А.Ю. от исполнения контракта.
от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную администрацией Репинского муниципального образования Балашовского муниципального района Саратовской области о включении ИП Богданова А.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 5 сентября 2023 г. N 64-251
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023