Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
СПБ ГБУЗ "Городская больница Святой преподобномученицы Елизаветы" (далее - Заказчик);
АО "ББ Груп" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21652-ЭП/23 от 23.08.2023) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий N152.23 в 2023 году (извещение N 0372200277523000317) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 15.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200277523000317.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 499 980,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС согласился с доводами жалобы.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст утвержден "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (далее - ОКПД 2).
В ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX класс
XX.X подкласс
XX.XX группа
XX.XX.X подгруппа
XX.XX.XX вид
XX.XX.XX.XX категория
XX.XX.XX.XXX подкатегория
В соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 102) установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 102).
Пунктом 2.2 Постановления Правительства РФ N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в Перечень 1 и не включенные в него.
В свою очередь, пунктом 1 постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление Правительства РФ N 616) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 616).
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктом 1 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Как следует из положений описания объекта закупки, заказчиком закупаются следующие товары:
1. Позиция КТРУ - 3232.50.50.000-00001456 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания"
2. Позиция КТРУ - 3232.50.50.000-00001456 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания"
3. Код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Пробирка коническая"
4. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00001157 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с лития гепарином"
5. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00001157 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с лития гепарином"
6. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00001157 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с лития гепарином"
7. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00002209 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания"
8. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00002203 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания"
9. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00002203 "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания"
10. Позиция КТРУ - 32.50.50.190-00000679 "Контейнер вакуумный для сбора образцов мочи ИВД, с этилпарабеном, пропионатом натрия и хлоргексидином"
11. Код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Закрытая система для взятия крови в пробирку"
12. Код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Закрытая система для взятия крови в пробирку"
13. Код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Набор для сбора и транспортировки мочи"
14. Позиция КТРУ - 32.50.50.000-00000622 "Контейнер вакуумный для сбора образцов мочи ИВД, без добавок"
15. Код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Стерильный одноразовый контейнер для мочи"
16. Позиция КТРУ - 32.50.50.190-00000894 "Колпачок дезинфекционный для сосудистого катетера"
17. Код ОКПД2 - 32.50.50.190 "Система для взятия крови в пробирку"
18. Позиция КТРУ - 32.50.50.190-00001134 "Коннектор для безыгольного соединения с прямоточным клапаном"
Код ОКПД2 - 32.50.50.000 в Перечне 1 к Постановлению N 102 отсутствует на вид закупаемых медицинских изделий "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с активатором свертывания".
Комиссией установлено, что товары позиций КТРУ 32.50.50.000-00001456, 32.50.50.000-00002209 32.50.50.000-00002203 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293570, позиции товаров 1-2, 7-9) содержат три кода ОКПД2, а именно: 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны применять всю информацию, включенную в соответствующую позицию каталога (КТРУ).
Таким образом, вышеуказанные объекты закупки включены в Перечень, утвержденный Постановлением N 102 "Пробирки вакуумные для взятия венозной крови" соответствующие закупаемой заказчиком продукции по позициям 1-2, 7-9 лота.
Код ОКПД2 - 32.50.50.000 в Перечне к Постановлению N 616 отсутствует на вид закупаемых медицинских изделий "Пробирка вакуумная для взятия образцов крови ИВД, с лития гепарином".
Товары позиции КТРУ 32.50.50.000-00001157 (Номенклатурная классификация медицинских изделий 293760, позиции товаров 4-6) содержат три кода ОКПД2, а именно: 32.50.50.000 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие", 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки", 32.50.50.190 "Изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчики обязаны применять всю информацию, включенную в соответствующую позицию каталога (КТРУ).
Таким образом, вышеуказанный объект закупки включен в Перечень, утвержденный Постановлением N 616 "Пробирки вакуумные для взятия образцов крови", соответствующий закупаемой заказчиком продукции по позиции 4-6 лота.
Кроме того установлено, что позиции 3, 10-18 не включены в Перечень 1, утвержденный Постановлением N 102 и Перечень, утвержденный Постановлением N 616.
Исходя из вышеизложенного, товары, закупаемые заказчиком при проведении рассматриваемого электронного аукциона, не могут быть предметом одного контракта.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ Груп" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 августа 2023 г. N 44-3547/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023