Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Николаевская больница" (далее - Заказчик);
СПБ ГКУ "Дирекция по закупкам Комитета по здравоохранению" (далее - Уполномоченное учреждение);
ООО "МедАтлас" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21533-ЭП/23 от 22.08.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку аппарата рентгеновского стационарного для рентгенографии цифрового (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200219623000307. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 156 666,67 рублей.
В жалобе ООО "МедАтлас" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться Заказчик при описании объекта закупки.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным Заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения.
Вместе с тем, пунктом 4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки Заказчиком определен как поставка аппарата рентгеновского стационарного для рентгенографии цифрового.
По мнению Заявителя Заказчик обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару. Объектом закупки является система для рентгенографии и рентгеноскопии с дистанционным управлением с принадлежностями. Заказчиком в извещении установлен код ОКПД2 26.60.11.112 "Аппараты рентгеноскопические (флуороскопические)". КТРУ содержит позиции, которые соответствуют потребностям Заказчика. Например, код позиции КТРУ 26.60.11.112-00000042 "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая". А также Заказчиком установлены дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ в нарушение законодательства о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснил, что, извещение о проведении закупки опубликовано 14.08.2023. Обязательное применение позиции каталога товаров работ и услуг 26.60.11.112-00000042 - "Система флюороскопическая рентгеновская общего назначения стационарная, цифровая" наступает 06.09.2023. Учитывая, что до 06.09.2023 указанная позиция КТРУ не является обязательной к применению, условия применения подпункта "а" пункта 5 Правил в отношении указанных позиций у заказчика до 06.09.2023 не наступают.
Предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку, а не на изготовление предмета закупки, в связи с чем участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый поставить товар, отвечающий требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика. Необходимо отметить, что оборот подобного товара не ограничен, а, следовательно, возможность его приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе. Приведенные требования к товару отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Первоочередное значения для установления требований к закупаемому медицинскому оборудованию имеет потребность Заказчика, а не мнение участников закупки. Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Отсутствие возможности или желания у Заявителя принять участие в закупке на условиях, изложенных в извещении об осуществлении закупки, не свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения требований законодательства.
Требования извещения об осуществлении закупки соответствуют критерию объективности и соотносятся с объектом закупки. При этом указание конкретных показателей в рассматриваемом случае не может привести к ограничению конкуренции, поскольку товар, соответствующий указанным техническим условиям, не ограничен в обороте, может быть приобретен и использован при выполнении работ любым юридическим или физическим лицом.
Закон о контрактной системе не разрешает ограничение количества участников закупки, а не производителей. В данном случае любой участник не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе и товары, соответствующие техническим и функциональным характеристикам, необходимым Заказчику.
Заказчик указывает требования к закупаемому объекту, исходя из своих нужд и потребностей с учетом Приказа Минздрава России от 09.06.2020 N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований". Согласно стандарту оснащения рентгеновского отделения, указанному в данном приказе необходимо наличие термо и видеопринтеров, из системного трактования - мониторы, требуемые в составе поставляемого объекта необходимы Заказчику.
Заявитель считает, что требованиям описания объекта закупки соответствует исключительно одна модель оборудования - система рентгенодиагностическая "Luminos dRF Max" (Германия).
Заказчик представил Комиссии УФАС вариант рентгеновского аппарата, помимо указанного заявителем, характеристики которого соответствуют требованиям описания объекта закупки: "Philips CombiDiagnost R90".
Представитель Заказчика сообщил, что к моменту рассмотрения жалобы на участие в электронном аукционе была подана заявка с указанием характеристик, соответствующих описанию объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 23, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МедАтлас" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 августа 2023 г. N 44-3544/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023