Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей
СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N1" (далее - Заказчик);
ООО "Кочевник" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21977-ЭП/23 от 28.08.2023) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона на поставку системных блоков (извещение N 0372200192123000112) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 18.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192123000112.
Начальная (максимальная) цена контракта - 716 692,66 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении порядка описания объекта закупки и, соответственно, ограничении конкуренции.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу обоснованной частично.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В составе инструкции указано: "В случае если Заказчиком указано несколько наименований, характеристик товара, участник размещения заказа обязан указать все характеристики. Такие характеристики сопровождаются символом ","."
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлены следующие требования к техническим характеристикам товара "Системный блок":
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Кол-во |
Ед. изм. |
1 |
Системный блок тип 4 |
Объем оперативной установленной памяти: Беспроводная связь: Bluetooth, Wi-Fi Возможность блокировки кнопки включения системного блока: Да или Нет Высота корпуса: < 400 ММ Длина корпуса: < 400 ММ Интерфейс накопителя SSD: NVMe Интерфейс слотов M.2 Key M: PCIe и SATA3 Количество COM-портов: Не установлено или
Количество портов DVI-D: Не установлено или Количество портов DVI-I: Не установлено или Количество портов DisplayPort: Не установлено Количество портов HDMI: Количество портов Mini DisplayPort: Не установлено или Количество портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1) на передней панели: Не установлено. Количество портов USB 2.0 на передней панели:
Количество портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) на передней панели: Не установлено. Количество потоков процессора: Количество ядер процессора: Мощность блока питания: Наличие встроенного картридера: Нет. Наличие входного аудиоразъема для микрофона: Да. Наличие входного аудиоразъема для микрофона на передней панели: Да Наличие выходного аудиоразъема: Да или Нет. Наличие выходного аудиоразъема на передней панели: Да или Нет. Наличие интегрированного звукового контроллера: Да или Нет. Наличие установленного дискретного графического контроллера: Нет. Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3): Объем накопителя SSD: Оптический привод: DVD и DVD-RW Сетевой интерфейс 8P8C (RJ-45): Скорость передачи данных проводного сетевого контроллера: Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 2.0: Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0): Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1): Суммарное количество встроенных в корпус портов USB Type-C: Тактовая частота оперативной памяти: Тип накопителя: SSD. Количество накопителей типа SSD: Тип оперативной памяти: DDR4. Тип порта видеовыхода: DVI-I, DisplayPort, HDMI, DVI-D, VGA, Mini DisplayPort, USB Type-C. Форм-фактор SSD накопителя: M.2, PCIe Частота процессора базовая: Ширина корпуса: < 300 ММ |
8 |
шт |
2 |
Системный блок блок тип 6 |
Объем оперативной установленной памяти: Тип накопителя: SSD. Количество накопителей типа SSD: Объем накопителя SSD: Количество ядер процессора: Частота процессора базовая: Оптический привод: DVD, DVD-RW. Объем видеопамяти: Тип порта видеовыхода: DVI-I, DisplayPort, HDMI, DVI-D, VGA, Mini DisplayPort, USB Type-C. Количество портов USB 2.0 на передней панели: Количество портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) на передней панели: Сетевой интерфейс 8P8C (RJ-45): Наличие встроенного картридера: Да или Нет. Мощность блока питания: Беспроводная связь:Bluetooth и Wi-Fi. Возможность блокировки кнопки включения системного блока: Да или Нет. Высота корпуса: Длина корпуса: Интерфейс накопителя SSD: NVMe Интерфейс слотов M.2 Key M: PCIe и SATA3 Количество COM-портов: Количество портов DVI-D: Количество портов DVI-D дискретного графического контроллера: Количество портов DVI-I: Количество портов DisplayPort: Количество портов HDMI: Количество портов HDMI дискретного графического контроллера: Не установлено или Количество портов Mini DisplayPort: Количество портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1) на передней панели: Не установлено или Количество портов USB Type-C на передней панели: Не установлено или Количество потоков процессора: Наличие входного аудиоразъема для микрофона: Да Наличие входного аудиоразъема для микрофона на передней панели: Да. Наличие выходного аудиоразъема: Да или Нет. Наличие выходного аудиоразъема на передней панели: Да и Нет. Наличие интегрированного звукового контроллера: Да или Нет. Наличие установленного дискретного графического контроллера: Да. Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3): Скорость передачи данных проводного сетевого контроллера: Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 2.0: Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0): Не установлено или Суммарное количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1): Не установлено или Суммарное количество встроенных в корпус портов USB Type-C: Тактовая частота оперативной памяти: Тип оперативной памяти: DDR4. Форм-фактор SSD накопителя: M.2, PCIe Ширина корпуса: < 400 ММ. |
2 |
шт |
Требования к количеству портов видеовыходов "VGA" и "USB Type-C" не указаны.
В соответствии с положением инструкции участником должны быть указаны все значения портов видеовыхода, при этом часть из них может отсутствовать.
Представитель Заказчика пояснил, что допущена техническая ошибка. Заказчик в инструкции должен был указать, что перечисляемые значения показателей должны были быть выбраны.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В составе инструкции указано: "В случае, если характеристики указаны в словесной конструкции "Х и У" считать, что обе характеристики являются требуемыми Заказчиком. Не подлежат изменению и конкретизации наименования параметров товара.".
Согласно описанию объекта закупки, Заказчиком установлено следующее требование к техническим характеристикам товара "Системный блок тип 6" "Наличие выходного аудиоразъема на передней панели: Да и Нет.".
Соблюдая положения инструкции, невозможно представить достоверное значение по указанному параметру и определить, требуется в итоге в поставляемом товаре наличие указанного параметра или нет.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС констатирует нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в описании объекта закупки установлено требование к техническим характеристикам товара "Системный блок тип 4": "Оптический привод: DVD-ROM и DVD-RW".
Заявитель в доводах жалобы указывает на существование нескольких видов оптических приводов и, соответственно, на возникшее по этой причине непонимание потребности Заказчика.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
Заявитель в жалобе указывает, что извещение содержит следующие требования:
"возможность блокировки кнопки включения системного блока: Да или Нет";
"наличие выходного аудиоразъема: Да или Нет";
"наличие выходного аудиоразъема на передней панели: Да или Нет";
"наличие интегрированного звукового контроллера: Да или Нет";
"наличие встроенного картридера: Да или Нет";
"наличие выходного аудиоразъема: Да или Нет";
"наличие интегрированного звукового контроллера: Да или Нет".
Исходя из этих требований, Заявитель приходит к выводу, что наличие или отсутствие того или иного параметра не имеет значения для Заказчика и тогда, соответственно, непонятно их указание в описании объекта закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что данные требования установлены по причине применения справочника конечных каталожных наименований и Заказчику непринципиально присутствие в системном блоке данных характеристик.
Учитывая вышеизложенное, довод Заявителя является необоснованным.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24, 33, 42, 43, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кочевник" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 сентября 2023 г. N 44-3593/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023