Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГКУЗ "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" им. С.С. Мнухина" (далее - Заказчик);
ООО "Айко-Петербург" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21973-ЭП/23 от 28.08.2023) на действия СПБ ГКУЗ "Центр восстановительного лечения "Детская психиатрия" им. С.С. Мнухина" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского изделия (Кровать медицинская (детская, подростковая, общебольничная), ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для нужд СПб ГКУЗ ЦВЛ "Детская психиатрия" имени С.С. Мнухина" в 2023 году (извещение N 0372200205023000102) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 21.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200205023000102. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 920 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки и нарушений формирования проекта контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта закупки установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
Из сведений вышеуказанного приложения документации о запросе котировок следует, что к поставке необходимы медицинские изделия.
Включение Заказчиком в котировочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственного производителя.
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика и указанные характеристики соответствуют минимум двум различным товарам.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
Описание объекта закупки сформировано Заказчиком с учетом характеристик нескольких производителей. Указанные данные в таблице сравнения свидетельствуют и подтверждают описание объекта закупки по функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам согласно ФЗ-44 и ФЗ-135.
Указанные сведения о составе материала, конструкций изделий отражены в эксплуатационной документации производителей (изготовителей) на медицинские изделия, подходящие по своим характеристикам требованиям Заказчика (согласно приложенной сравнительной таблице двух производителей) и подтверждают, что они серийно выпускаемые:
- для товара Кровать медицинская механическая передвижная 4-х секционная XHS30C, вариант исполнения XHS30C-00, с боковыми ограждениями и стойкой для вливаний HI-LIFE TECHNOLOGY (HEBEI) CO., LTD., Китай РЗН 2018/7762 от 30.12.2021 г. данная информация указана на страницах 10 и 14 Руководства по эксплуатации (см приложенный файл и скриншот ниже).
Информацией, размещенной на сайтах торгующих компаний, Заказчик не может руководствоваться, так как она может быть неполноценной и недостоверной.
Предметом электронного запроса котировок является право на заключение контракта на поставку и ввод в эксплуатацию медицинского изделия, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающего требованиям документации об электронном запросе котировок и удовлетворяющего потребностям Заказчика. Извещение о закупке составлено в полном соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Заказчик установил требования к объекту закупки, исходя из имеющейся у него потребности в приобретении товара, описанного в документации. При этом необходимость указания именно таких параметров обусловлена необходимостью поставки товара надлежащего качества, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности Заказчика. Потенциальный участник не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобретать товары, в том числе по характеристикам, необходимым Заказчику. Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Так же прикладываем фотофиксацию состояния кроватей (см приложенные фотографии), имеющихся у Заказчика в данный момент, из листовой стали покрытый порошковой краской. Обращаем внимание, что наше учреждение работает с детьми и подростками, вес которых может достигать 150 кг, имеющими психические отклонения, выражающиеся в том числе в проявлении вспышек агрессии. Между тем, срок пребывания детей пациентов в учреждении Заказчика может достигать 90 календарных дней. На приложенных фотографиях явно видны повреждения кроватей из листовой стали, а также ржавчина образующееся после повреждения слоя порошковой краски. Обращаем внимание, что в местах с повреждённым покрытием порошковой краски из-за постоянной санитарной обработки, а также воздействия пациентов (биологические жидкости пациентов), образуется ржавчина, а в местах подверженных ржавчине метал становится более уязвимым к физическим нагрузкам в следствии чего происходят заломы частей кроватей после чего она больше не может обеспечивать надлежащие условие для нахождения ребенка на ней.
На участие в электронном запросе котировок поданы две заявки с предложениями от разных производителей, одна из которых признана соответствующей требованиям Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и извещению об осуществлении закупки. Заказчик просит обратить внимание, что вторая заявка была отклонена по причине несоответствия техническому заданию в части характеристик матраса, предоставленных в Заявке участника. Предложенная вторым участником модель кровати подходила по указанным заказчиком характеристикам. Что косвенно подтверждает отсутствие ограничения конкуренции при проведении закупочной процедуры.
Поскольку заказчик при формировании проекта контракта самостоятельно определяет порядок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, порядок и сроки приемки исполненного по контракту и при этом если применение условий типового контракта, типовых условий контракта для заказчика не является обязательным с учетом положений ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, то он, исходя из специфики конкретной закупки и своих потребностей, вправе по своему усмотрению установить в контракте условия о том, какие документы должен представить поставщик (исполнитель, подрядчик, далее - контрагент) при передаче товара (результата работ), услуг, кто должен подписывать такие документы, какие документы должен прикрепить в качестве приложений контрагент к документу о приемке в ЕИС, должны ли прилагаться к документу о приемке в ЕИС товарные накладные, счета, счета-фактуры, а также условия об оформлении документа о приемке в ЕИС как по каждому получателю в отдельности, так и об оформлении одного документа о приемке после исполнения контрагентом контрактных обязательств в полном объеме.
В соответствии с положениями ч. 7 ст. 94 44-ФЗ результат приемки оформляется документом о приемке. При этом в силу положений п. 1 ч. 13 ст. 34 44-ФЗ приемкой является комплекс действий Заказчика по проверке товара в части его соответствия количеству, комплектности, объему требований, установленных контрактом. Т.е., к моменту формирования и направления Поставщиком документа о приемке Заказчик должен иметь в своем распоряжении результат исполнения контракта. Оспариваемый Заявителем пункт проекта контракта, предусматривает не формирование и передачу документа о приемке, а непосредственно документы, без которых эксплуатация поставленного товара невозможна (принадлежности) товара. Таким образом, для принятия решения о соответствии/несоответствии поставленного товара Заказчик должен иметь не только товара, но и документы, определяющие принадлежность к нему. Таким образом, предоставление перечисленных в п. 5.1 проекта контракта документов является продолжением обязанности Поставщика в части поставки товара, и не подменяет собой факт формирования документа о приемке, как документа, который фиксирует результат приемки и одновременно является первичным учетным документом, подписание которого является основанием для оплаты Заказчиком по заключенному контракту.
Согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно ч. 10 ст. 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5 и 5.1 настоящей статьи, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в части 2 настоящей статьи, в сфере осуществления закупок в рамках государственного оборонного заказа, а также в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и осуществляет в установленной сфере контроль в соответствии с настоящим Федеральным законом в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок;
2) нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании и обосновании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта с нарушением, Комиссией УФАС не рассматривается.
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Айко-Петербург" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 сентября 2023 г. N 44-3618/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023