Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПБ ГКУ "Центр повышения эффективности использования государственного имущества" (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ООО "Автодом" (далее-Заявитель) уведомленных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22223-ЭП/23 от 30.08.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение комплекса работ по освобождению объектов недвижимости на территории Санкт-Петербурга (извещение N 0372200279623000009) (далее - Запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного Запроса котировок размещено 25.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200279623000009. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 950 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении противоречивых условий в части перечня и количества работ.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 24 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Электронным документом "Прилож._N1_Описание_объекта.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрена локальная смета N 1 на выполнение комплекса работ по освобождению объектов недвижимости на территории г. Санкт-Петербурга, содержащая, в том числе, определенный перечень наименований работ и затрат.
При этом, по мнению Заявителя извещение содержит указание на иные наименования работ.
В соответствии с ч. 7 ст. 4 Закона о контрактной системе субъекты Российской Федерации вправе создавать региональные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Из возражений Заказчика следует, что в при публикации извещения через автоматизированную информационную систему "Государственные закупки" (далее - АИС ГЗ) в системе была конкретизирована информация по видам работ согласно смете.
Комиссия УФАС констатирует, что печатная форма Извещения, а именно раздел "Объект закупки" содержит информацию по видам работ согласно описанию объекта закупки.
Таким образом, что заказчик исполнил требования действующего законодательства в рамках действующих возможностей интеграции системы размещения закупок в Санкт-Петербурге.
Довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
2. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В силу ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Электронным документом "Прилож._N1_Описание_объекта.docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрена локальная смета N 1 на выполнение комплекса работ по освобождению объектов недвижимости на территории г. Санкт-Петербурга, содержащая, в том числе, определенное количество единиц работ.
По мнению Заявителя, извещение содержит указание на иное количество единиц работ.
Специалистами отдела комплексного сопровождения работ Заказчика, для осуществления закупок разрабатываются сметы с расценками в соответствующем программном комплексе, где по умолчанию установлены единицы измерения согласно Сборников территориальной сметно-нормативной базы Санкт-Петербурга "ГОСЭТАЛОН 2012" в редакции 2016 года.
Из пояснений С учетом вышеизложенного, в смете объемы разделены на измеритель расценки (например: на 100 м3 или на 10 м3). Таким образом расценки, используемые за 1 единицу объема, визуально выглядят как указано в смете.
1 |
ТЕР46-06-009-02 |
Разборка зданий методом обрушения: кирпичных неотапливаемых |
0,01 |
(0) |
V=1/100; База: ТЕР-2001 Санкт-Петербург редакция 2016 (ГЭ 2012) ДИЗ N9; Изп=37,507; Иэмм=15,581; НР=91%; СП=52% |
100 м3 строительного объема, включая подвал |
|
6 |
ТЕР46-06-001-04 |
Разборка надземной части без сохранения годных материалов: деревянных зданий любой этажности |
0,1 |
(0) |
V=1/10; База: ТЕР-2001 Санкт-Петербург редакция 2016 (ГЭ 2012) ДИЗ N9; Изп=37,507; Иэмм=14,341; НР=91%; СП=52% |
10 м3 строительного объема |
Соответственно: 1 м3 = 0,01 100 м3 строительного объема, включая подвал
1 м3 = 0,1 10 м3 строительного объема.
Более того трактовки единиц измерения в сметных программных комплексах отличаются от установленных единиц измерения в Общероссийском классификаторе единиц измерения (далее - ОКЕИ), например отсутствуют такие единицы измерения как: "гараж" или "реза". Данные разночтения в указанных нормативах затрудняют работу Заказчика и вынуждают заменять такие разночтения на "ед." или "шт." с соответствующим дублированием единиц измерения в калькуляции, которая является приложением к контракту при его заключении по результатам определения подрядчика.
Таким образом, что заказчик исполнил требования действующего законодательства в рамках действующих возможностей интеграции системы размещения закупок в Санкт-Петербурге.
Довод жалобы не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 44 Закона о контрактной системе).
При этом Правительство Российской Федерации вправе установить особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющимися иностранными лицами (ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе).
Указанные особенности порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд участниками таких закупок, являющимися иностранными лицами, определены постановлением Правительства РФ N 579.
Положения данного постановления Правительства РФ N 579 применяются при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок после дня вступления в силу настоящего постановления, т.е. начиная с 02.06.2023 г.
Комиссией УФАС установлено, что согласно положениям структурированной формы извещения (раздел "Обеспечение заявки" - "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, а также условия гарантии") заказчик не предусмотрел условия о том, что участники закупки, являющиеся иностранными лицами, предоставляют обеспечение заявки в соответствии с постановлением Правительства N 579.
Данные действия (бездействие) заказчика является нарушением ч. 3 ст. 7, п. 16 ч. 1 ст. 42, ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе, что образует признаки события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 23, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Автодом" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7, п. 16 ч. 1 ст. 42, ч. 18 ст. 44 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2023 г. N 44-3623/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023