Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ГБОУ гимназия N 642 "Земля и Вселенная Василеостровского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):;
ООО "Серна" (далее - Заявитель):;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (22225-ЭП/23 от 30.08.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме оказание услуг по организации горячего питания для нужд государственных бюджетных общеобразовательных учреждений, подведомственных администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга, в 2023-2024 годах (извещение N 0172200002523000380) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.07.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002523000380. Начальная (максимальная) цена контракта - 117 322 059, 18 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного извещением, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п. 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
В силу п. 23 Положения если в случае, указанном в п. 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещение об осуществлении закупки содержит следующие положения:
"Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком (-ами) установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки.
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному предложению участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащему описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по заполнению заявки.
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" Количество присваиваемых баллов
Предложение о наличии характеристики объекта закупки 100 баллов
Отсутствие характеристики объекта закупки 0 баллов
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание всех свойств объекта закупки, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) и в инструкции по заполнению заявки, в противном случае предоставляемое предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки признается как "Отсутствие характеристики объекта закупки".
По каждой заявке членами комиссии оценивается предложение участника закупки в части описания свойств объекта закупки на основе представленных в соответствии с настоящим порядком оценки и в соответствии с инструкцией по заполнению заявки сведений в заявке на участие в конкурсе. Описание свойств объекта закупки разрабатываться участником закупки на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 года N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20", санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.11.2020 года N 36 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.3668-20", Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 N 121 "О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (актуального на момент подачи заявки), ГОСТ 30390-2013 "Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия" (далее - НПА). Описание свойств объекта закупки должно отвечать всем требованиям, указанным в описании объекта закупки и приложениях к нему, в том числе нормативно-правовым актам, содержащимся в описании объекта закупки, а также должно отвечать всем требованиям НПА.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оцениваются предложения участников закупки о наличии характеристики объекта закупки, на основе представленных сведений в заявке на участие в конкурсе.
В рамках свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание процесса соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия биологических, химических и физических факторов, в соответствии с НПА при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; описание процесса соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, направленных на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания, в соответствии с НПА при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; описание последовательности всех действий при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; принятые меры по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19); описание особенностей организации общественного питания детей при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, требования к которым установлены в соответствии с НПА; условия транспортировки и разгрузки приготовленной пищи (в случае, если описанием объекта закупки предусмотрена транспортировка и разгрузка Исполнителем приготовленной пищи); описание процесса обеспечения надлежащего санитарного состояния в помещении пищеблока и обеденном зале (в случае если в соответствии с описанием объекта закупки приготовление блюд (изделий) осуществляется на пищеблоке (-ах) Заказчика (-ов)) и обеспечения надлежащего санитарного состояния посуды и инвентаря для приготовления блюд (изделий); разработанное (-ые) Исполнителем цикличное (-ые) меню рационов горячего питания для всех типов контингента получателей услуг с учетом ограничений, условий и порядка получения услуг, которое (-ые) участник закупки планирует (намерен) использовать при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка (далее - меню); описание технологии приготовления каждого блюда (изделия), исчерпывающий перечень которых указан в меню; сведения о соблюдении непосредственными исполнителями, планируемыми к привлечению при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, санитарных требований к личной гигиене; условия транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню). В рамках свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: методы контроля качества продукции общественного питания; методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; методы контроля за действиями непосредственных исполнителей, планируемых к привлечению при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка; методы контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки. В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: порядок организации и проведения производственного контроля; программу (план) производственного контроля; меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения на объекте производственного контроля. В рамках свойства объекта закупки - производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, все предоставляемые в соответствии с настоящим абзацем сведения необходимо представить в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях об условиях транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) участнику закупки необходимо предоставить описание условий транспортировки, приемки и хранения всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню), соблюдаемых им при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим транспортировки, температурный режим хранения каждого продукта питания, а также уровень влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при транспортировке и уровень влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при хранении каждого продукта питания, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
Представленные сведения в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований.
При предоставлении описания свойств объекта закупки, участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью, и/или положения нормативной документации, а представить описание по соответствующему свойству объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений описания объекта закупки (приложений к нему)/нормативной документации и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
В рамках свойства объекта закупки - производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, предоставляемые сведения должны отвечать требованиям описания объекта закупки и Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18.
В рамках свойства объекта закупки - контроль качества оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, при указании какого-либо контроля (способа контроля), необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях при описании последовательности всех действий при оказании услуг по контракту (-ам), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, необходимо также указать режим работы, режим питания и последовательность операций (от того, как приступают к оказанию услуг до того, как заканчивают процесс оказания услуг).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под технологией приготовления каждого блюда (изделия), исчерпывающий перечень которых указан в меню, понимается информация о технологических процессах приготовления, оформлении и подачи блюда (изделия), условиях и сроках реализации блюда (изделия), наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), нормах расхода продуктов брутто и нетто на одну порцию, весе готового блюда (изделия), химическом составе блюда (изделия), органолептических показателях качества блюда (изделия), сведениях об области применения такой предоставленной технологии приготовления блюда (изделия) (при этом, по позиции в меню, подразумевающей поставку готового продукта (например, яблоко, огурец и т.п.) от производителя (поставщика, продавца), не требуется указывать информацию о технологических процессах приготовления). В случае, если в меню содержится несколько блюд (изделий) с одинаковым наименованием, выходом и иными сведениями (при наличии), содержащимися в таком меню, участник вправе предоставить сведения о технологии приготовления такого блюда (изделия) только один раз).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" предоставляемые сведения по каждому блюду (изделию), исчерпывающий перечень которых указан в меню, должны полностью соответствовать всем требованиям, содержащимся в таком меню, а также содержащимся в описании объекта закупки и приложениях к нему.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под химическим составом блюда (изделия) понимается количество белков, жиров, углеводов и энергетическая ценность (калорийность) блюда (изделия).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под весом готового блюда (изделия) понимается масса одной порции блюда (изделия).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие), обязательно должны быть указаны все продукты, которые упоминаются в информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия), а в предоставляемой информации о технологических процессах приготовления соответствующего блюда (изделия) обязательно должны быть сведения, в каком(-их) технологическом(-их) процессе(-ах) приготовления используется каждый из продуктов, указанных в сведениях о наименованиях продуктов, из которых предполагается готовить соответствующее блюдо (изделие).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях об области применения предоставленной технологии приготовления блюда (изделия) необходимо в том числе указать наименование блюда (изделия) и разновидность учреждений по виду деятельности, которым предназначено реализовывать данное блюдо (изделие).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях об оформлении и подачи блюда (изделия), необходимо в том числе указать в какой емкости (посуде) подается данное блюдо (изделие), а также для горячих и холодных супов, для горячих вторых блюд и для горячих и холодных напитков необходимо в том числе указать температуру подачи этих блюд (изделий).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" предоставляемое (-ые) участником меню должно (-ы) отвечать требованиям описания объекта закупки и приложений к нему.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведения о порядке организации и проведения производственного контроля должны содержаться, в том числе сведения о каждом составляющем производственного контроля (так, например, в рамках "контроля за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством" необходимо описать каким образом осуществляется такой контроль, кем и с какой периодичностью).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля качества продукции общественного питания необходимо также указать способы контроля за качеством и безопасностью продукции общественного питания и процедуры обеспечения безопасности продукции общественного питания, основанные на принципах ХАССП.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за действиями непосредственных исполнителей, планируемых к привлечению при исполнении контракта (-ов), на право заключения которого (-ых) проводится настоящая закупка, необходимо указать в том числе виды ответственности каждого сотрудника за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, с указанием случаев применения каждого вида ответственности и порядка их применения.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо указать, в том числе функции и порядок осуществления такого контроля, а также сроки устранения недостатков, указанных заказчиком (-ами).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" в предоставляемых сведениях о методах контроля за устранением недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, необходимо также указать минимальные и максимальные сроки такого устранения недостатков, указанных заказчиком (-ами), при оказании услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика (-ов), установленным в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений. При этом, информация, содержащаяся в рамках описания одного свойства объекта закупки, но относящаяся к другому свойству объекта закупки, не учитывается при оценке заявки участника.
Представление предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание по каждому свойству объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок".
Кроме того, описание объекта закупки содержит следующее указание:
"6. Исполнитель должен обеспечить соответствие рационов питания технологическим нормативным документам, в том числе рецептурам действующих сборников рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания и нормативно-технических документов, действующим на момент оказания услуг.
Блюда меню основного (организованного) питания должны быть изготовлены на основе технологических карт на продукцию общественного питания и/или технико-технологических карт на новую продукцию общественного питания.
Технологические карты и/или технико-технологические карты должны полностью соответствовать ГОСТ 31987-2012, включая рекомендуемые формы и информацию, содержащуюся в технологических картах и/или технико-технологических картах".
Согласно пп. б) п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки).
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 25.08.2023 NПРОI1 заявка участника оценена следующим образом:
"В предоставленном участником предложении в рамках описания свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, при описании технологии приготовления блюда (изделия) "Вафли обогащённые" (стр. 178 файла "меню 7-11 подача.pdf") отсутствуют сведения об условиях и сроке реализации блюда (изделия).
Таким образом, описание свойства объекта закупки - технология оказания услуг, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, считается не представленным, а предложение участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки признается как "Отсутствие характеристики объекта закупки".
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
Из анализа заявки Заявителя следует, что в рамках показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участником закупки представлено описание свойств объекта закупки, в соответствии с установленным порядком оценки, в частности, участником закупки представлена технологическая карта на изделие "Вафли обогащённые" (стр. 178 файла "меню 7-11 подача.pdf"). Вышеуказанная технологическая карта содержит указание: срок реализации (срок годности) установлен производителем.
Вместе с тем, Заявителем в составе заявки представлена технологическая карта на изделие "Вафли обогащённые" (стр. 104-105 файла "меню 5-8 класс Кадеты КО"). Данная технологическая карта содержит информацию о свойствах продукции: срок реализации 2 часа с момента приготовления.
Таким образом, Комиссией УФАС установлено, что предложение участника закупки содержит предложение о "качественных характеристиках объекта закупки" в составе которого представлены 2 технологические карты на изделие "Вафли обогащённые", согласно которым однозначно определен срок реализации указанной продукции.
Кроме того, согласно положениями порядка оценки предусмотрено положение, согласно которому, в случае, если в меню содержится несколько блюд (изделий) с одинаковым наименованием, выходом и иными сведениями (при наличии), содержащимися в таком меню, участник вправе предоставить сведения о технологии приготовления такого блюда (изделия) только один раз).
Комиссия УФАС констатирует, что в рассматриваемом случае блюда имеют одинаковые наименования, а следовательно, обоснование начисления комиссией заказчика участнику закупки 0 баллов в связи с отсутствием характеристик объекта закупки не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку предложение о качественных характеристиках объекта закупки представлено участником в полном соответствии с требованиями извещения.
Следовательно, у комиссии Заказчика отсутствовали основания для признания предложения о качестве не представленным, в её действиях усматривается нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
2. Согласно ч.1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта.
В соответствии с пп. г) п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев).
В срок, предусмотренный пп. д) п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчиком в единой информационной системе без своей подписи был размещен проект государственного контракта.
Описание объекта закупки содержит следующие требования к исполнителю:
"2. Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), исполнитель: разрабатывает и проводит санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивает безопасность пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении и реализации, осуществляет производственный контроль (в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний) за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В ходе оказания услуг необходимо наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью, наличие необходимой документации (бракеражные журналы, гигиенический журнал, журнал учета температурного режима холодильного оборудования, журнал учета температуры и влажности в складских помещениях и иные обязательные документы в соответствии с установленными нормами). Входной контроль поступающих пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется ответственным лицом. Результаты входного контроля регистрируются в журналах бракеража пищевой продукции."
В соответствии с Приложением N 3 к проекту контракта "Предложение исполнителя по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" победителем закупки АО "Столовая N 14" в п. 1.4 указано:
Ответственное лицо Заказчика сверяет полученный груз с накладной и принимает его на склад учреждения или в буфет-распред. Ответственное лицо Заказчика подписывает накладную и передаёт её водителю.
Кроме того, пункты 6.2 и 7 предложения участника содержат информацию:
Согласно вышеуказанным данным из заявки АО "Столовая 14" Заказчик, а не Исполнитель должен осуществлять приемку продуктов питания на склад, сверку товарных накладных, т.е. полный входной контроль.
Однако, описанием объекта закупки, а также порядком оценки заявок установлено, что участник закупки, исполнитель по контракту (организатор питания) обязан принимать пищевые продукты, контролировать, вести журналы, а не Заказчик.
Следовательно, представленное предложение участника по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует требованиям Заказчика, у комиссии Заказчика отсутствовали основания для начисления 100 баллов по критерию, а в её действиях усматривается нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Серна" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2023 г. N 44-3643/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023