Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУ "Дом молодёжи Василеостровского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):. по доверенности,
ООО "Наставник" (далее - Участник, Исполнитель, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22107-ЭП/23 от 29.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регионального значения "Госпиталь Финляндского полка, 1818-1820 г.г., арх.Штауберт" (комплекс работ по проведению косметических ремонтов в помещениях N 305, 308, 312 с разработкой рабочей документации) (извещение N 0372200179923000015),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регионального значения "Госпиталь Финляндского полка, 1818-1820 г.г., арх.Штауберт" (комплекс работ по проведению косметических ремонтов в помещениях N 305, 308, 312 с разработкой рабочей документации) (извещение N 0372200179923000015) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 864 009,22 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Наставник".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Наставник" заключен государственный контракт N 0372200179923000015 от 10.05.2023 на сумму 1 864 009,22 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 11.4.1 и 5.1.14 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Наставник".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия регионального значения "Госпиталь Финляндского полка, 1818-1820 г.г., арх.Штауберт" (комплекс работ по проведению косметических ремонтов в помещениях N 305, 308, 312 с разработкой рабочей документации) (далее - Работы) по адресу: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д.65, лит. А (далее - Объект) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п. 4.3.1 - начало выполнения всего комплекса работ: с момента подписания Заказчиком, Подрядчиком и ответственным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" акта передачи объекта для выполнения Работ. Заказчик должен передать объект Подрядчику по акту передачи объекта для выполнения работ, а Подрядчик обязан принять объект и подписать акт передачи объекта для выполнения работ не позднее 3-х календарных дней со дня заключения Контракта.
Акт передачи Объекта для выполнения Работ подписан 15.05.2023.
Окончание выполнения Работ - 14.08.2023.
В соответствии с п. 4.3.2 в течение 10 рабочих дней с даты начала выполнения работ, Подрядчик обязан разработать рабочий проект в соответствии с заданием КГИОП на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 01-21-3061/22 от 22.12.2022 и проект производства Работ.
В соответствии с п. 4.3.3 в течение 10 рабочих дней с даты начала выполнения работ в КГИОП документы, необходимые для получения разрешения КГИОП на проведение Работ, а также получить разрешение КГИОП, предоставив его Заказчику для приемки не позднее следующего рабочего дня после его получения.
В соответствии с п. 4.3.4 Срок выполнения работ по демонтажу, общестроительным, и отделочным работам: с 03.07.2023 г. по 14.08.2023 г.
14.08.2023 Заказчиком был составлен Акт о выявленных замечаниях, в котором зафиксировано, что до 14.08.2023 Подрядчик не выполнил предусмотренные Контрактом Работы, а именно:
1. не получил в установленном порядке разрешение КГИОП для проведения Работ на основании рабочего проекта в соответствии с заданием КГИОП на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 01-21-3061/22 от 22.12.2022;
2. не приступил к выполнению работ по демонтажу, общестроительным и отделочным работам.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.4.1 и п. 5.1.14 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Согласно п. 4.3.4 Контракта срок выполнения работ по демонтажу, общестроительным, и отделочным работам установлен с 03.07.2023 по 14.08.2023. При этом, в соответствии с п. 4.3.5 Контракта, срок прохождения приемки КГИОП и получение Акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, подписанного и зарегистрированного в КГИОП в соответствии с законодательством Российской Федерации свидетельствующего о соответствии выполненных работ требованиям законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Результаты приемки КГИОП, оформленные в виде Акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в установленном порядке, должны быть получены Подрядчиком и переданы Заказчику не позднее 01.12.2023 г. (включительно).
В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В этой связи ООО "Наставник" направил в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП) заявление с полным пакетом документов с использованием сервиса "Единая система строительного комплекса" (ЕССК), заявление 55066130 от 09.06.2023 года, данное заявление было отозвано по причине необходимости доработки документации.
08.08.2023 Подрядчик повторно направил заявление для получения разрешения на производство работ на Объекте. Об этом ООО "Наставник" сообщил СПБ ГБУ "ДМ ВО" в письменном виде (исх. N514 от 14.08.2023; исх. N 520 от 15.08.2023 года). Так же в письме Подрядчик предложил заключить дополнительное соглашение к Контракту для внесения изменений в части сроков выполнения работ, которые предусматривали окончание работ 01.12.2023 года.
Тем не менее, 15.08.2023 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. В настоящее время указанное решение вступило в силу. При этом Заказчик не предпринял никаких действий для достижения соглашения по вопросам, предложенным Подрядчиком, в части изменения срока Контракта.
В настоящий момент заявление ООО "Наставник" для получения разрешения на производство Работ находится на рассмотрении в КГИОП. Для выдачи разрешения на производство работ, не хватает только продления срока по Контракту, о чем Заказчика уведомляли в устном и в письменном виде.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Наставник" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании комиссии было установлено, что п. 4.3.2 в течение 10 рабочих дней с даты начала выполнения Работ, Подрядчик обязан разработать рабочий проект в соответствии с заданием КГИОП на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 01-21-3061/22 от 22.12.2022 и проект производства работ, вместе с тем Подрядчик направил в КГИОП заявление с полным пактом документом только 09.06.2023 (заявление 55066130).
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в соответствии с его условиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Наставник" (ул. Машиностроительная, д. 19, оф. 204, г. Вологда, 160029), ИНН: 3525420794, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Перфильев Александр Михайлович, ИНН: 352502121330; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Наставник" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.08.23 |
30.08.23 |
29.08.23 |
0 |
29.08.23 |
05.09.23 |
05.09.23 |
0 |
08.09.23 |
08.09.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2023 г. N РНП-78-1227/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023