Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУ "Дом молодёжи Василеостровского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик):. по доверенности,
ООО "Наставник" (далее - Участник, Исполнитель, Подрядчик): по доверенности.
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22106-ЭП/23 от 29.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регионального значения "Госпиталь Финляндского полка, 1818-1820 г.г., арх.Штауберт" (выполнение работ по ремонту лестницы N 3 и примыкающих тамбуров в здании с разработкой рабочей документации) (извещение N 0372200179923000022),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 03.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия регионального значения "Госпиталь Финляндского полка, 1818-1820 г.г., арх.Штауберт" (выполнение работ по ремонту лестницы N 3 и примыкающих тамбуров в здании с разработкой рабочей документации) (извещение N 0372200179923000022) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 803 858,48 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Наставник".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Наставник" заключен государственный контракт N 0372200179923000022 от 22.05.2023 на сумму 803 858,48 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 11.4.1 и 5.1.14 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Наставник".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия регионального значения "Госпиталь Финляндского полка, 1818-1820 г.г., арх.Штауберт" (выполнение работ по ремонту лестницы N 3 и примыкающих тамбуров в здании с разработкой рабочей документации) (далее - Работы) по адресу: 199106, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д.65, лит. А (далее - Объект) (п. 1.1 Контракта).
В соответствии с п.4.3.1 - начало выполнения всего комплекса работ: с момента подписания Заказчиком, Подрядчиком и ответственным представителем СПб ГБУ "Служба заказчика" акта передачи объекта для выполнения работ. Заказчик должен передать объект Подрядчику по акту передачи объекта для выполнения работ, а Подрядчик обязан принять объект и подписать акт передачи объекта для выполнения работ не позднее 3-х календарных дней со дня заключения Контракта.
Акт передачи Объекта для выполнения Работ подписан 25.05.2023.
Окончание выполнения Работ - 14.08.2023.
В соответствии с п. 4.3.2 в течение 10 рабочих дней с даты начала выполнения Работ, Подрядчик обязан разработать рабочий проект в соответствии с заданием КГИОП на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 01-21-3061/22 от 22.12.2022 и проект производства работ.
В соответствии с п. 4.3.3 в течение 10 рабочих дней с даты начала выполнения Работ подать в КГИОП документы, необходимые для получения разрешения КГИОП на проведение Работ, а также получить разрешение КГИОП, предоставив его Заказчику для приемки не позднее следующего рабочего дня после его получения.
В соответствии с п. 4.4.4 срок выполнения Работ по демонтажу, общестроительным, и отделочным работам: с 03.07.2023 г. по 14.08.2023 г.
14.08.2023 Заказчиком был составлен Акт о выявленных замечаниях, в котором зафиксировано, что до 14.08.2023 Подрядчик не выполнил предусмотренные Контрактом Работы, а именно:
1. не получил в установленном порядке разрешение КГИОП для проведения Работ на основании рабочего проекта в соответствии с заданием КГИОП на проведения Работ по сохранению Объекта культурного наследия N 01-21-3061/22 от 22.12.2022;
2. не приступил к выполнению работ по демонтажу, общестроительным и отделочным работам.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 11.4.1 и п. 5.1.14 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
В целях выполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в части разработки рабочей документации, Участником был заключен договор подряда на разработку рабочей документации от 17 мая 2023 года N 17-05-2023 с ООО "Экспертный центр "ПрофСтройПроект" (далее - Субподрядчик). В соответствии с условиями вышеуказанного договора Субподрядчик обязался разработать рабочую документацию в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора.
Однако, в установленный срок Субподрядчик не разработал рабочую документацию, соответственно Работы, предусмотренные Контрактом, не были выполнены Исполнителем в полном объеме, в связи с тем, что при разработке рабочей документации была выявлена необходимость проведения Работ, затрагивающих предмет охраны. Данные Работы первоначальным проектом и заданием на проведение Работ по сохранению объекта культурного наследия от 22 декабря 2022 года N 01-21-3061/22, выданным КГИОП, предусмотрены не были, в связи с чем, Субподрядчику, осуществлявшему разработку рабочей документации для Подрядчика, потребовалось намного больше времени на разработку и согласование с разработчиком проекта, технических решений, не предусмотренных первоначальным проектом для дальнейшей разработки рабочей документации и рабочих чертежей.
Субподрядчиком, во время детализации работ и подготовки рабочих чертежей выявлено, что необходимо проведение работ и данными работами затрагивается предмет охраны, утвержденный распоряжением КГИОП N 10-358 от 31.07.2013 года - исторические лестницы материал поручней (дерево) конфигурация (профилированные), а в полученном от Заказчика задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 22 декабря 2022 года N 01-21-3061/22, выданном КГИОП и в проектной документации предусмотрен ремонт помещений без архитектурно-художественной отделки с целью поддержания в эксплуатационном состоянии помещений. Таким образом, возникла необходимость внесения изменений в проектную документацию и в задание, и соответственно согласование данных изменений в КГИОП, так как проектная документация и все изменения в ней в обязательном порядке подлежат согласованию в органе охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) государственная историко-культурная экспертиза проводится в целях определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
Статья 40 Федерального закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимает меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями ГрК РФ, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия (пункт 1 статьи 45 Федерального закона N 73- ФЗ).
При внесении любых изменений в проектную документацию в процессе проведения государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной ГрК РФ, в отношении проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающих предмет охраны объекта культурного наследия, требуется согласование проектной документации (измененных решений) уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, с целью соблюдения требований, установленных статьей 45 Федерального закона N 73-ФЗ.
Порядок согласования проектной документации и изменений, которые требуется внести в проектную документацию определен приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05 июня 2015 года N 1749 "Об утверждении порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия".
В соответствии с пунктом 3 вышеназванного приказа, для согласования проектных решений необходимо предоставить в орган охраны объектов культурного наследия (в КГИОП):
1) заявление о согласовании проектной документации по рекомендуемому образцу (приложение N 1 к Порядку), подписанное руководителем юридического лица, физическим лицом либо их уполномоченными представителями (далее - Заявитель), подлинник, в 1 (одном) экземпляре;
2) положительное заключение акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF);
3) проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, подлинник, в прошитом и пронумерованном виде в 2 (двух) экземплярах на бумажном носителе и электронном носителе в формате переносимого документа (PDF).
Таким образом, до направления изменений в проектную документацию при проведении Работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих предмет охраны, необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы, что соответственно еще больше увеличило срок разработки рабочей документации.
Таким образом, Подрядчик в связи с выявлением необходимости внесения изменений в проектную документацию в части дополнения работ, затрагивающих предмет охраны, не смогло бы исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом в установленный срок, так как сроки на согласование изменений в проектную документацию и в задание, а также получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия превышают срок исполнения обязательств по Контракту более чем в два раза.
Учитывая сроки согласования и уведомление Заказчика, Участник обратился к Заказчику с предложением от 14.08.2023 исх. N 517 об изменении срока Контракта в части исполнения обязательств, и увеличения срока выполнения работ до 01.12.2023.
Однако, Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Наставник" в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании комиссии было установлено, что п. 4.3.2 в течение 10 рабочих дней с даты начала выполнения Работ, Подрядчик обязан разработать рабочий проект в соответствии с заданием КГИОП на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия N 01-21-3061/22 от 22.12.2022 и проект производства работ, о чем Подрядчик знал подавая заявку на участие в Аукционе и при подписании проекта контракта.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в соответствии с его условиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Наставник" (ул. Машиностроительная, д. 19, оф. 204, г. Вологда, 160029), ИНН: 3525420794, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Перфильев Александр Михайлович, ИНН: 352502121330; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Наставник" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.08.23 |
30.08.23 |
29.08.23 |
0 |
29.08.23 |
05.09.23 |
05.09.23 |
0 |
08.09.23 |
08.09.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2023 г. N РНП-78-1226/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023