Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУ "НМИЦ им. В.А. Алмазова" Минздрава России (далее - Заказчик): по доверенности;
ИП Капралова Ивана Владимировича (далее - Участник, Поставщик, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22102-ЭП/23 от 29.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку, монтаж, ввод в эксплуатацию шлагбаумов по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12 (извещение N 0372100049623002087),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.07.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку, монтаж, ввод в эксплуатацию шлагбаумов по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12 (извещение N 0372100049623002087) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 750 248,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признан ИП Капралов И.В.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Капраловым И.В. заключен государственный контракт N 03721000496230020870001 от 03.08.2023 на сумму 721 500,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Капраловым И.В.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку, монтаж, ввод в эксплуатацию шлагбаумов (далее - Работы) по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12 (далее - Объект) в течение 20 рабочих дней с даты заключения Контракта (п. 5.2 Контракта).
11.08.2023 Заказчиком в адрес Поставщика направлено письмо о необходимости предоставления документов, предусмотренных Разделом N 5 Приложения N 1 к Контракту (далее - Раздел N 5).
На 18.08.2023 необходимые документы не предоставлены, Поставщик к выполнению Работ не приступил.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.3 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 18.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Подрядчик осуществил закуп оборудования, подписал и оплатил договор с субподрядчиком, непосредственно в рамках выполнения Работ по Контракту, подготовил и предоставил Заказчику все необходимые документы и пояснения.
Заказчик препятствовал началу Работ, в т.ч. неоднократно отказывался от выезда на Объект для его передачи в Работу Подрядчику.
Таким образом, исключительно бездействие Заказчика спровоцировало невозможность начала Работ, а необоснованное расторжение Заказчиком контракта нарушает права Подрядчика и приводит к причинению существенного ущерба Подрядчику.
По условиям контракта требуется осуществить поставку, монтаж, ввод в эксплуатацию шлагбаумов по адресу, г. Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 12, то есть необходимы самостоятельная закупка Подрядчиком оборудования, монтажные работы, пусконаладочные работы.
Невозможность начать и выполнить Работы в сроки, установленные Контрактом обусловлена исключительно действиями (бездействием) Заказчика, по указанными ниже обстоятельствам, о которых Подрядчик надлежащим образом информировал Заказчика.
Так, Подписав контракт, Подрядчик приступил к инициализационным мероприятиям по исполнению своих обязательств, в т.ч. организации закупки материалов, оборудования, иных мероприятий.
08.08.2023 Подрядчик отправил в адрес Заказчика официальное письмо с просьбой передать Объект с первичными документами на ответственное лицо со стороны Подрядчика, и Проектом Акта приёма-передачи, с указанием кратчайших разумных сроков этого действия.
09.08.2023 представители Подрядчика прибыли непосредственно на место дислокации Заказчика, вызвав представителя Заказчика на проходную, представители Подрядчика обозначили, что уже почти неделя прошла после подписания Контракта. В ходе разговора Заказчик требовал от Подярдчика пакет документов, которые необходимо предоставить.
11.08.2023 от Заказчика поступило письмо-ответ с требованием о предоставлении необходимых документов, Заказчик обозначил, что Подрядчик не предоставил предусмотренного контрактом пакет документов. Это заявление Заказчика не соответствует действительности, ранее Подрядчик предоставил пакет документов, предусмотренных Контрактом, для изготовления пропусков, и приёма-передачи Объекта.
15.08.2023 Подрядчик направил в адрес Заказчика повторное письмо о необходимости непосредственного выезда на Объект для его передачи в Работу.
16.08.2023 Подрядчик дослал все необходимые данные, подтверждающие соответствие персонала требованиям Заказчика, для интеграции персонала на Объект по требованиям Раздела N5 Контракта.
17.08.2023 к обозначенному в предыдущих письмах времени и месту подъехали Ответственные лица Подрядчика. Подрядчик устанавливает факт отсутствия на нем представителей Заказчика (куратора), Подрядчик созвонился с куратором, который обозначил, что письмо о выезде на объект он видел, но у нему было мало времени "организовать" свой выезд на объект, то есть двух рабочих дней куратору было недостаточно, чтобы выехать на объект или скорректировать дату совместной встречи на объекте.
Таким образом, зафиксирован факт необоснованного отказа Заказчика от передачи объекта в работу, то есть по состоянию на 17.08.2023 года Заказчик не передал объект в работу и спровоцировал невозможность приступить к работам.
Далее, 20, 21 и 22 августа 2023 года, Подрядчик направил в адрес Заказчика исчерпывающие сведения о персонале, в т.ч. с допусками по электробезопасности, охране труда, обозначив готовность сотрудников Подрядчика пройти инструктаж от Заказчика.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Капралова И.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
На заседании комиссии было установлено, что Контрактом не предусмотрен Акт приема-передачи Объекта в Работу. Вместе с тем, Разделом N5 установлено, что Подрядчик не позднее 1 рабочего дня с даты подписания Контракта обязуется предоставить необходимые документа для выполнения Работ по Контракту. Подрядчиком, в установленный Контрактом, срок документы не были предоставлены.
Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в соответствии с его условиями.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Капралова Ивана Владимировича, ИНН: 290402989468, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Капралова Ивана Владимировича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
29.08.23 |
31.08.23 |
29.08.23 |
0 |
29.08.23 |
05.09.23 |
05.09.23 |
0 |
08.09.23 |
08.09.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2023 г. N РНП-78-1222/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023