Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
НО "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Комплекс Строй" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 22099-ЭП/23 от 29.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по устранению выявленных нарушений в части ранее выполненных работ по ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт - Петербург, ул. Вавиловых, д. 11, корп. 6, литера А (извещение N 0572700000122000543),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по устранению выявленных нарушений в части ранее выполненных работ по ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт - Петербург, ул. Вавиловых, д. 11, корп. 6, литера А (извещение N 0572700000122000543) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 9 649 118,40 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.07.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "Комплекс Строй".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Комплекс Строй" заключен государственный контракт N 0572700000122000543-02 от 22.07.2022 на сумму 9 649 118,40 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 14.1 и 14.2.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Комплекс Строй".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по устранению выявленных нарушений в части ранее выполненных работ по ремонту крыши многоквартирного дома (далее - Работы) по адресу: г. Санкт - Петербург, ул. Вавиловых, д. 11, корп. 6, литера А (далее - Объект) (п. 1.1 Контракта).
Согласно п.3.1 Контракту сроки выполнения Работ составляют 84 календарных дня после дня подписания акта приема передачи Объекта для выполнения Работ в порядки и сроки, установленные п. 6.1.1 Контракта. Работы должны выполняться в соответствии с Графиком производства Работ (приложение N3 к Контракту).
Акт передачи Объекта для производства Работ подписан 29.07.2022.
Дата окончания Работ является 21.10.2022.
В ходе исполнения обязательств по Контракту выполнялись Исполнителем с многочисленными нарушениями, что отражено а актах от 13.09.2022, 22.09.2022, 28.09.2022, 17.10.22, 11.10.2022, 21.10.2022.
По состоянию на 21.10.2022 Работы, предусмотренные Контрактом, Исполнителем не выполнены, что подтверждает актом 21.10.22.
По состоянию на 28.07.2023 Работы, предусмотренные Контрактом, Исполнителем не выполнены и не ведутся, что подтверждается актом от 28.07.2023.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 3.1 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 16.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
В период с 29.07.2022 по 18.10.2022 зафиксированы множественные дни с неблагоприятными метеоусловиями (обильные дожди), которые не допускали производство работ па объекте, о чем Заказчик был проинформирован письмом исх. N 66 от 18.10.2022.
В период выполнения работ, Исполнитель регулярно сталкивался с проблемами, связанными с регулярным непредставлением доступа на кровлю, в связи, с чем работы не могли быть завершены в срок. Данный факт был зафиксирован множественными письмами Мсполнителя в адрес Заказчика.
Доступ на Объект Исполнителю не был предоставлен Заказчиком по истечении 84-х календарных дней. Данный факт так же был зафиксирован Председателем Правления ЖСК N 230 Поставневой Г.Г.
Исх. N 59 от 06.09.2022 Исполнитель сообщал, что столкнулся с систематическим противодействием и воспрепятствованием ходу производства работ в рамках Контракта со стороны заместителя ЖСК 320 - Козака Леонида, который вмешивался в ход работ, не обладая ни полномочиями, ни знаниями.
Далее председатель ЖКС N 320 обратился в полицию для проверки сотрудников Исполнителя на предмет миграционного законодательства, что привело к срыву запланированных работ на день и временное укрытие было обеспечено на 100%, что привело к протечкам, последствия которых Исполнитель устранил о чём свидетельствуют акты устранения замечаний.
Исполнитель просил Заказчика проинформировать ЖКС N 320 о недопущению вмешательства в ход ремонтных работ и самовольного посещения строительной площадки без соответствующих пропусков.
11.01.2023 исх. N 2-328/23 Заказчик сообщил Исполнителю о том, что в адрес ЖСК N 230 направлена досудебная претензия. В случае невыполнения требований, указанных в претензии, Заказчик обратится в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга.
При производстве работ по демонтажу кровельного покрытия были обнаружены:
- многочисленные повреждения поверхности несущих конструкций кровли МКД в виде пробоин в бетоном покрытии;
- многочисленные повреждения парапета кровли МКД в виде выбоин и трещин.
Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту N057270000012200054300-02) по ремонту крыши не предусмотрен объем работ и техническое решение в части ремонта покрытия несущих конструкции крыши; не предусмотрен объем работ и техническое решение в части ремонта разрушенных парапетов кровли.
При этом действуя осмотрительно, Исполнитель (исх. N 53, N 54 от 29.08.2023) просил в целях недопущения отставания от графика производства Работ по Контракту создать комиссию с выездом на Объект в составе представителей Заказчика - НО "ФКР МКД СПб" для принятия решения о производстве Работ.
20.07.2023 исходящим N 91 (вх. N 46112-06-01/23 от 20.07.2023) Исполнитель просил Заказчика в рамках принятых решений 13.07.2023 (Акт б/н от 13.07.2023) просил направить 26.07.2023 ответственных лиц на Объект для обследования технического состояния кровли и принятия решения по дальнейшему производству Работ.
Несвоевременное исполнение (отступление от графика работ) Подрядчиком обязательств по Контракту п срок произошло по объективным причинам.
16.08.2023 Заказчик разместил в ЕИС Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 1 от 16.08.2023.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Комплекс Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Комплекс Строй" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Комплекс Строй" (ИНН: 7811444169), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2023 г. N РНП-78-1219/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023