Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Ларкиной Ю.С.,
от заявителя - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Континент" на действия заказчика - администрации Грачевского МО СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600021023000049 "Благоустройство "Сквера Журавли" и "Площадь героев" в селе Грачевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 31.08.2023 г. с вызовом сторон по делу.
31.08.2023 г. комиссия, рассмотрев доводы жалобы, выслушав пояснения представителя Заказчика, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
17.08.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0121600021023000049 "Благоустройство "Сквера Журавли" и "Площадь героев" в селе Грачевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края".
В силу ч.1 ст.8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.2 ст.8 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения о проведении электронного аукциона в нарушение Закона N 44-ФЗ.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона N 44-ФЗ использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона N 44-ФЗ, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя жалобы, в технической части извещения о проведении электронного аукциона Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товара, необходимого к поставке при выполнении работ в Приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки "Описанию объекта закупки Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (в т.ч. требования к товарам, поставляемым при выполнении работ, оказании услуг)", а именно Заказчиком неправомерно установлены требования:
- Величина, определяемая отношением полного светового потока светильника, измеренного при заданных реальных условиях работы с установленными в светильнике источниками света и оборудованием, к суммарному световому потоку этих же источников света, измеренных вне светильника в заданных условиях с этим же оборудованием не менее 50%;
- Характеристика условной экваториальной кривой силы света - кривая с не более чем двумя осями симметрии и не более чем четырьмя максимумами, которые могут быть симметричны;
- Тип кривой силы света предпочтительно широкая;
- Анкерные детали крепления фонаря должны представлять собой шпильки, сверху и снизу объединенные круглым/квадратным кондуктором;
- Светильник может иметь маркировку "Заменить треснувший защитный экран";
- Маркировка светильника может содержать символ и так далее.
По мнению Заявителя, конкретные значения по вышеуказанным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в запросе котировок, поскольку значения могут стать известными исключительно при испытании определенной партии товара, что не позволяет корректно заполнить заявку на участие в электронном запросе котировок. Кроме того, вышеуказанные требования являются избыточными и завышенными, направленным на ограничение участников закупки.
При этом Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком в технической части извещения о проведении электронного аукциона установлены избыточные требования к характеристикам закупаемого товара, что нарушает ст.ст. 8, 33, 42 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, доводы Заявителя обоснованы.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Континент" на действия заказчика - администрации Грачевского МО СК по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600021023000049 "Благоустройство "Сквера Журавли" и "Площадь героев" в селе Грачевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - администрации Грачевского МО СК нарушившими ст.ст. 8, 33, 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Б.Ш. Карпель
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 31 августа 2023 г. N 026/06/106-1805/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023