Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Лещева М.А., Шатеевой Е.В.,
от заявителя - Гимазисламовой П.Р.,
от уполномоченного органа - Тимофеевой Д.Ю.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Аптечки первой помощи отраслевые медицинские" на действия заказчика - Министерства здравоохранения Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004723001091 "Поставка наборов первой медицинской помощи, не содержащих лекарственные средства, одноразового использования для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 04.09.2023 г. с вызовом сторон по делу.
04.09.2023 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила следующее:
17.08.2023 г. Заказчиком опубликовано извещение о проведении закупки N 0121200004723001091 "Поставка наборов первой медицинской помощи, не содержащих лекарственные средства, одноразового использования для обеспечения государственных нужд Ставропольского края".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
В силу части 3 статьи 33 Закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом N 44-ФЗ.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Объектом закупки являются комплекты индивидуальные медицинские гражданской защиты (КИМГЗ).
В описании объекта закупки установлено следующее требование: "Для возможности быстрого визуального обнаружения в условиях ограниченной видимости (задымление, слабое освещение, и т. п) сумка изготавливается из материала с полимерным покрытием обладающий флуоресцентными свойствами лимонного цвета".
Согласно доводу жалобы N1, Заявитель не согласен с данным требованием и считает, что оно не обусловлено какими-либо техническими регламентами и (или) документами системы стандартизации, которыми необходимо руководствоваться при формировании описания объекта закупки согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, по мнению Заявителя, ни один из производителей представленных на товарном рынке подобными сумками свои КИМГЗ не комплектует.
Вместе с тем, на рассмотрении дела представитель Заказчика пояснил, что в настоящее время на территории РФ имеется несколько производителей данного товара, а именно: АО "Ивановоискож" г. Иваново, АО "Искож" г. Нефтекамск, ООО "Балт Груп" г. Санкт-Петербург, АО "Завод Искож" г. Йошкар-Ола, ЗаО "АСО" г. Санкт-Петербург.
Комиссией было установлено, что на участие поступило три заявки, две из которых признаны несоответствующими требованиям извещения (N4 и N5), одна из них - соответствующей (N 1). Заявки отклонены правомерно.
Комиссия приходит к выводу о том, что требования, установленные в извещении об осуществлении закупки соответствуют требованиям законодательства, о чем в том числе свидетельствует соответствующая им заявка, нарушений положений Закона N 44-ФЗ не установлено.
Таким образом, довод не обоснован.
В описании объекта закупки установлено следующее требование: "При предоставлении протоколов лаборатории производителя (собственной лаборатории) необходимо приложить копию Свидетельства об аттестации, выданного Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии или аккредитованными подразделениями. В целях проведения экспертизы заказчиком на соответствие продукции требованиям описания объекта закупки при поставке товара предоставляются протоколы лабораторных испытаний, на каждую партию продукции, выданные лабораторией производителя или лабораторией ФГБУ ВНИИПО МЧС России".
Согласно доводу жалобы N2, Заказчик не вправе требовать документы, которыми участник закупки не может обладать, такие как протоколы испытаний и свидетельства об аттестации чужого оборудования. Указанные документы не являются документами, передаваемыми вместе с товаром.
Согласно статье 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю её принадлежности, а также относящиеся к ней документы (декларацию соответствия, технический паспорт, сертификат качества и т. п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Заявитель отметил, что в отсутствие обязанности производителя или его представителя как-либо реагировать на запросы участников закупки о представлении протоколов испытаний и свидетельств об аттестации, возможность участников закупки подать заявку на участие в закупке всецело зависит от волеизъявления третьих лиц - производителя или его официального представителя, что безусловно ограничивает количество участников закупки. При этом Закон о контрактной системе не устанавливает обязанности участника закупки обладать документами, которые в силу законодательства не передаются вместе с товаром при его закупке. Равно как и законодательством не установлена обязанность проводить испытания КИМГЗ- не предусмотрены требования к методике испытаний, параметры испытаний. Закон не обязывает изготовителей КИМГЗ иметь испытательную лабораторию.
Комиссией установлено, что согласно абз .3 п. 3.3 проекта Контракта для проверки поставленного Товара в части соответствия Товара условиям настоящего Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного Товара может проводиться Заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимы эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст 33 Закона N44-ФЗ описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технический условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
При этом, Комиссия делает вывод о том, что гражданское законодательство не наделяет участников обязанностью проводить испытания в отношении товаров и предоставлять заказчику протокол этих испытаний.
Кроме того, Заказчиком не указан метод проведения испытаний.
Заказчиком доказательств, опровергающих данный довод не представлено.
Таким образом, данный довод обоснован.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Аптечки первой помощи отраслевые медицинские" на действия заказчика - Министерства здравоохранения Ставропольского края, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004723001091 "Поставка наборов первой медицинской помощи, не содержащих лекарственные средства, одноразового использования для обеспечения государственных нужд Ставропольского края" - обоснованной в части довода 2.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - Министерства здравоохранения Ставропольского края нарушившими п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Н.Г. Пызина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 сентября 2023 г. N 026/06/106-1825/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023