Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МКУ "УКС" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Профи-ГиГант" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение корректировки проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" (ИКЗ N 203591103928059110100100240000000414), государственный контракт N ЕП-20-46 от 06.08.2020 г.
УСТАНОВИЛА:
14.12.2022 г. между Заказчиком и ООО "Профи-ГиГант" заключен контракт N ЕП-22-83 в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках на выполнение корректировки проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" на сумму 599 999,99 руб. (далее - Контракт).
Уведомлением Пермского УФАС России (исх. N 8627/23 от 24.08.2023 г.) рассмотрение обращения было назначено на 28.08.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:30 ч. 30.08.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 21.07.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется выполнить корректировку проектной и рабочей документации по объекту "Реконструкция здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница" (далее - Объект), а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его в соответствии с условиями настоящего Контракта.
1.4. Результатом работы являются:
- техническое заключение (технический отчет) по комплексному обследованию технического состояния здания и инженерных сетей;
- технические отчеты по инженерным изысканиям (геодезическим, геологическим, гидрометеорологическим, экологическим), получившие положительные заключения государственной экспертизы;
- проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и проверку достоверности определения сметной стоимости;
- рабочая документация.
2.1. В течение 255 календарных дней с момента заключения Контракта выполнить работы по Контракту.
4.1. Подрядчик обязан:
4.1.1. В течение 3 (трех) рабочих дней с момента заключения Контракта обеспечить явку своего уполномоченного представителя с надлежаще оформленной доверенностью для принятия от Заказчика по акту приема-передачи исходной документации для выполнения работ на бумажном носителе. Подрядчик, осуществив входной контроль соответствия исходной документации объемам, комплектности, стоимости и т.п. не вправе после заключения Контракта требовать от Заказчика внесения каких-либо изменений, дополнений, увеличения стоимости работ.
4.1.2. Выполнить все работы лично или с привлечением субподрядных организаций, являющихся членами СРО на выполнение соответствующего вида работ, и сдать результат работ в предусмотренные настоящим Контрактом сроки. Выполненная по настоящему Контракту работа должна отвечать действующему законодательству РФ, СП, СНиП и другим нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации, настоящему Контракту. Подрядчик несет перед Заказчиком полную ответственность за действия и/или бездействие привлеченных к выполнению работ субподрядчиков, за ненадлежащее исполнение субподрядными организациями работ по настоящему Контракту.
4.4. Права Заказчика:
4.4.1. Осуществлять контроль за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения, не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
4.4.2. Заказчик вправе в одностороннем (бесспорном) порядке удержать при расчете с Подрядчиком стоимость экспертизы выполненных работ по Контракту, в том случае если экспертная организация установит, что нарушение условий Контракта произошло по вине Подрядчика.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
8.3. Расторжение настоящего Контракта допускается по письменному соглашению Сторон,
решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков, уплаты штрафных санкций (раздел 8 Контракта) в случаях если Подрядчик:
- не выполняет своих обязательств по Контракту в установленный срок;
- нарушил сроки выполнения работ по Контракту;
- нарушил требования, предъявляемые к качеству выполнения работ по Контракту;
- аннулирование/приостановление у Подрядчика/Субподрядчика членства в СРО;
- не выполнил в установленный срок распоряжения, указания, предписания Заказчика 2 (два) и более раза;
также в случаях:
- если в заключении, выданном привлеченной Заказчиком экспертной организацией/экспертом для проведения экспертизы работ, являющихся предметом Контракта, установлены факты нарушений условий Контракта;
- не предоставления Подрядчиком в течение 10 (десяти) банковских дней Заказчику иного (нового) надлежащего обеспечения исполнения обязательств по Контракту на тех же условиях и в том же размере.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
21.07.2023 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
21.07.2023 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено в адрес Подрядчика посредством Почты России.
Таким образом, в силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках дата надлежащего уведомления Подрядчика - 09.08.2023 г., в связи с тем, что Заказчику вернулось почтовое уведомление о вручении Подрядчику одностороннего отказа от исполнения Контракта (копия почтового уведомления представлена в материалы обращения).
Следовательно, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках дата вступления в силу решения об одностороннем отказе - 22.08.2023 г.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 23.08.2023 г.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком в связи с тем, что Подрядчиком не выполнены работы в регламентированный Контрактом срок.
В отношении принятого Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Подрядчик пояснил следующее.
Согласно п. 1.4 Контракта на корректировку проектной и рабочей документации, результатом работы являются:
- техническое заключение (технический отчет) по комплексному обследованию технического состояния здания и инженерных сетей (передано по накладной N 2-367 от 10.03.2021);
- технические отчеты по инженерным изысканиям (геодезическим, геологическим, гидрометеорологическим, экологическим), получившие положительные заключения государственной экспертизы (передано по накладной N 4-367 от 02.12.2021), (передано по накладной N 6-367 от 12.07.2022);
- проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы и проверку достоверности определения сметной стоимости (передано по накладной N 9-367 от 17.09.2022, N 10-367 от 06.03.2023);
- рабочая документация (передано по накладной N 11-367 от 06.03.2023).
В п. 4.25 Технического задания (Приложение N1 к муниципальному контракту N ЕП-20- 46) установлено указание о необходимости согласования рабочей со службами, выдавшими ТУ на:
- электроснабжение;
- водоснабжение;
- водоотведение;
- теплоснабжение;
- сети связи;
- благоустройство;
- и другими инженерными службами и организациями.
Подрядчик пояснил, что получены все согласования за исключением раздела под шифром: 120/16-01- ТС "Тепломеханические решения тепловых сетей" в Березниковских тепловых сетях Филиала "Пермский" ПАО "Т Плюс", что подтверждается представленными в адрес Комиссии письмами: от Администрации города Березники Управление благоустройства письмо исх. N 33-03-05/43 от 22.03.2023 г., от ООО "Березниковская водоснабжающая компания" письмо исх. N 02-1411 от 22.03.2023 г. , от АО "Объединённые региональные электрические сети Прикамья" письмо исх. N 781 от 16.06.2023 г.
Отказ в согласовании связан с изменением тепловых нагрузок, данные расчеты являются составной частью проекто-сметной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в связи с этим требуется заключить дополнительное соглашение между МКУ "УКС" и Березниковскими тепловыми сетями филиала "Перская ПАО "Т Плюс", что является прерогативой МКУ "УКС", соответственно целиком и полностью ответственность МКУ "УКС".
Подрядчик также пояснил, что 03.09.2018 г. был заключен муниципальный контракт N ЕП-18-68, в рамках которого произведена разработка рабочей документации на вынос теплоснабжения по объекту: "Реконструкция здания ГБУЗ ПК "Детская городская больница", получившая согласование в Березниковских тепловых сетях Филиала "Пермский", и в настоящее время работы выполнены по проектным решениям, предусмотренным разделом шифр: 143/18-286-ТС "Тепломеханические 2 решения тепловых сетей".
В связи с чем, ООО "Профи-ГиГант" считает, что направленные в Березниковские тепловые сети Филиала "Пермский" проектные решения, не имеют практического смысла и в повторном согласования не нуждаются.
Для начала работ Заказчик обязан представить в адрес Подрядчика необходимую исходную документацию.
В связи с этим, Подрядчик направлял в адрес Заказчика запросы на предоставление необходимых сведений, что подтверждается письмом исх. N 02-367 от 14.08.2020 г., письмом исх. N 04-367 от 29.09.2020 г.
Подрядчик пояснил, что Заказчик представлял требую информацию несвоевременно, что подтверждается письмом исх. N 2045 от 01.09.2020 г., письмом исх. N 2117 от 09.09.2020 г., письмом исх. N 2694 от 17.11.2020 г.; письмом исх. N 571 от 29.03.2021 г.
Кроме того, Подрядчик пояснил, что задержка сроков связана с тем, что Заказчик и подрядные организации ООО "ПМК ВентаМастер", ООО "Монте-АВО" представили в адрес ООО "Профи-ГиГант" дополнительные пожелания, что подтверждается письмом исх. N 18-367 от 18.04.2021 г., письмом исх. N 19-367 от 09.09.2021 г.
По инициативе подрядной строительной организации проводились изменения конструкций шахт грузовых подъемников, что подтверждается письмом исх. N 20-367 от 13.09.2021 г.
Кроме того, в процессе работы менялись проектные решения, что отражено в протоколе совещания от 18.11.2020 г., протоколе совещания от 26.11.2020 г., протоколе совещания от 24.03.2021 г., что повлекло за собой дополнительные изменения в проектно-сметную документацию.
При согласовании с ООО "ОРЭС", выяснялось, что Заказчиком были получены новые технические условия для присоединения к электрическим сетям ТУ N 03-07/0412 от 16.03.2023 г. и подписано дополнительное соглашение с ООО "ОРЭС" на увеличение мощности присоединяемых энергопринимающих устройств (кВт) не соответствующей с нагрузкам, содержащихся в разделе проектной документации под шифром: 120/16-01-ИОС1 (письмо исх. N 93-367 от 27.04.2023 г.), что привело к корректировки разделов проектно-сметной документации и потребовало дополнительного времени для их согласования.
Таким образом, совокупность действий Подрядчика была направлена на добросовестное исполнение взятых на себя обязательств по Контракту.
Комиссия отмечает, что Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение Подрядчика.
Также Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Профи-ГиГант" с 2014 г. исполнил 70 Контрактов. Следовательно, ООО "Профи-ГиГант" добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Согласно подп. б п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Профи-ГиГант" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 августа 2023 г. N РНП-59-281
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023