Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Расходные материалы для электрических медицинских изделий одноразового использования) (изв. N 0356200005123000431),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 15:00 ч. 30.08.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005123000431 ГБУЗ ПК "ПКОД" проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (Расходные материалы для электрических медицинских изделий одноразового использования).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 600 663,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 23.08.2023 г.
1. Заявитель полагает, что в пп. 3,4,5,6 Технического задания установлены избыточные и необоснованные характеристики к электроду электрохирургическому для открытых операций, монополярному, одноразового использования, что приводит к ограничению круга потенциальных участников закупки.
2. Заявитель считает, что в разделе N 2 Технического задания установлено избыточное требование к году выпуска товара.
3. Заявитель полагает, что Заказчик неправомерно установил требование в Техническом задании об указании наименования товара в соответствии с регистрационным удостоверением.
Заказчик с доводами жалобы не согласен на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении довода об избыточных и необоснованных характеристиках к электроду электрохирургическому для открытых операций, монополярному, одноразового использования, Заказчик пояснил следующее.
Описание объекта закупки сформировано исходя из действительной потребности Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям лечебного учреждения, с учетом специфики деятельности учреждения, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
Согласно п. 3, п. 4, п. 5, п. 6 Технического задания необходимо поставить электроды электрохирургические для открытых операций, монополярные, одноразового использования, совместимые с электрокоагулятором серии FT Covidien, имеющимся у заказчика, подтверждённая производителем коагулятора, в различных вариациях.
В соответствии с п. 3 ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
Таким образом, техническая документация, являясь неотъемлемой частью документации на медицинское изделие, определяет как способ применения медицинского изделия, так и перечень расходных материалов, необходимых для применения закупаемого медицинского изделия (в том числе совместимых медицинских изделий, необходимых для использования закупаемого товара по назначению при проведении определенных хирургических манипуляций).
В соответствии с письмом Росздравнадзора 05.02.2016 г. N 09-С-571-14114 производитель оборудования может указывать на допустимость или недопустимость использования расходного материала на его оборудовании.
Следовательно, надлежащим доказательством совместимости следует признать техническую (эксплуатационную) документацию или официальное письмо производителя оборудования, с которым должен быть совместим закупаемый товар.
Заказчик направил в адрес Комиссии письмо от производителя ООО "Медтроник" (исх. N В8-350 от 28.08.2023 г.), согласно которому упомянутые в письме медицинские изделия разрабатывались и тестировались с использованием инструментов и расходных материалов производства Ковидиен Ллс. Для корректной работы перечисленных выше медицинских изделий они должны быть заряжены соответствующей кассетой/загрузочным блоком производства Ковидиен Ллс.
Компания ООО "Медтроник" не гарантирует корректную и безопасную работу инструментов при использовании инструментов и расходных материалов других (не Ковидиен Ллс) производителей.
Кроме того, Заказчик представил письмо ООО "Медтроник" (исх. N В8-351 от 28.08.2023 г.), согласно которому оборудование для электрохирургии производства Covidien/Medtronic, а именно:
- Платформа энергетическая серии FT Valleylab FT10, производства компании Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA (внутренний номер компании VLFT10GEN, Регистрационное удостоверение N РЗН 2017/5614 от 21.12.2022);
- Аппарат электрохирургический Force Triad с принадлежностями производства компании "Ковидиен Ллс", США, Covidien Llc, 15 Hampshire Street, Mansfield, MA 02048, USA (внутренний номер компании FORCETRIAD), Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/10147 от 09.07.2020);
созданы с использованием передовых технологий и компьютерных систем, направленных на максимальную эффективность, удобство использования и безопасность для пациента. В число таких систем входят технологии реагирования на изменения электрических параметров ткани Instant Response и TissueFect, технология REM защиты от ожогов, связанных с нейтральными электродами пациента, система автоматического распознавания инструментов Smart Connector, для автоматического изменения интерфейса "человек-машина", и другие. Для использования режима продвинутого биполярного пломбирования просветов сосудов LigaSure установлены алгоритмы индивидуализированной автоматической подачи энергии к каждому типу инструмента, изменяющиеся в процессе формирования пломбы. Эти системы разрабатывались и тестировались при использовании инструментов и расходных материалов производства Covidien, имеющих специальную конструкцию для поддержания работы указанных технологий.
Таким образом, с электрокоагулятором серии FT Covidien совместимы электроды аналогичного производителя, а именно Covidien Llc.
Заявитель доказательств обратного в материалы жалобы не представил.
Из пояснений Заказчика следует, что требование о совместимости, поставляемого товара с имеющимся у Заказчика электрокоагулятором серии FT Covidien, является объективной необходимостью для нормальной и стабильной работы учреждения здравоохранения.
Кроме того, Заявитель жалобы не представил сведения о товаре, который планирует предложить к поставе в рамках рассматриваемой закупке.
Заявитель не представил доказательства того, что электрод электрохирургический для открытых операций, монополярный, одноразового использования иного производителя проходил тестирование и имеет экспертное заключение о совместимости с электрокоагулятором серии FT Covidien.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичные по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
Техническое задание составлено в виде монолота и предполагает закупку только одного вида медицинского изделия.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с подпунктов "в" п. 1 ч. 2 ст. 33 Закона о закупках закупается расходный материал к оборудованию, используемому Заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование.
Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. В отношении довода жалобы о том, что в разделе N 2 Технического задания установлено избыточное требование к году выпуска товара, Заказчик пояснил следующее.
Срок начала поставок по контракту 11.09.2023 г., срок окончания поставки товара 19.01.2024 г.
В настоящее время заказчик еще использует ранее закупленные запасы и использовать товар, поставленный по данному контракту, начнет только в 2024 году. Исходя из этого включены требования по дате производства не ранее 2023 года, а также заложены потенциальные риски задержки поставки товара, ввиду применения в отношении Российской Федерации и ее компаний санкционной политики.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Согласно п. 1 ст. 472 ГК РФ Законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Таким образом, товар является пригодным к использованию в течение всего срок годности.
В разделе N 2 Технического задания Заказчиком установлено требование: дата изготовления товара: не ранее 2023 года.
Вместе с тем, Законом о закупках не предусмотрено право Заказчика устанавливать в извещении и приложении к нему требования о дате изготовления товара.
Соблюдение требований Закона о закупках со стороны Заказчика будет обеспечено в случае установления требования о том, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), как это установлено в п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661.
Требование к году выпуска оборудования не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров, а также приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика, установившего требование к году выпуска поставляемого товара, нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. В отношении довода жалобы о неправомерном установлении требования в Техническом задании об указании наименования товара в соответствии с регистрационным удостоверением, Заказчик пояснил следующее.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В целях проверки соответствия качества предлагаемого к поставке товара требованиям действующего законодательства и документации о закупке на всех этапах закупки, в том числе на стадии исполнения Контракта Заказчик просит указать торговое наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением. Указанное не влечет для Участника необходимости предоставления дополнительных документов и не устанавливает ограничивающие конкуренцию требования к участникам.
Согласно извещению описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание", а также в приложениях к нему.
Согласно разделу N1 к Техническому заданию В Заявке в обязательном порядке должны быть указаны: торговое наименование товара в соответствии с регистрационным удостоверением, страна происхождения товара.
Вместе с тем, наименование товара в рассматриваемом случае не является характеристикой закупаемого товара, и не определяет его потребительские свойства. Кроме того, Закон о закупках не обязывает участника закупки указывать наименование предлагаемого к поставке товара в точном соответствии с документом, подтверждающим соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а, следовательно, Заказчик также не вправе устанавливать такое требование в извещении о проведении закупки.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя. Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст. 106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Кроме того, Заявитель не представил доказательства того, что готов предложить к поставке товар, изготовленный ранее 2023 г., следовательно, не доказано, что данное требование нарушает его права и лишает возможности участия в закупке.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, ИП Маратканов А.А. не обладает опытом исполнения государственных и муниципальных контрактов.
Таким образом, в данном конкретном случае Комиссия не усматривает факт ограничения количества участников и приходит к выводу, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Маратканов А.А. на действия на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Расходные материалы для электрических медицинских изделий одноразового использования) (изв. N 0356200005123000431) обоснованной в части доводов 2,3 жалобы.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 августа 2023 г. N 12578/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023