Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Тожибаева З.П. (далее - Заявитель) на действия УМПТ "Куединские тепловые сети" (далее - Заказчик), Государственного казенного учреждения Пермского края "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на ремонт объектов коммунальных, инженерных сетей водоснабжения п. Куеда (изв. N 0356500001423003826).
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 30.08.2023 г. в 12:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 31.08.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500001423003826, Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по уборке и очистке территории от снега с последующей погрузкой и вывозом снега.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 5 461 333,33 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 24.08.2023 г.
Заявитель полагает, что часть работ, предусмотренных данным Контрактом, является работами по капитальному ремонту.
Заявитель поясняет, что таким образом Заказчик неверно указал в качестве дополнительного требования к участникам данной закупки требование, предполагающие проведение исключительно работы по текущему ремонту зданий, сооружений, предусмотренное позицией 15 раздела II Постановления правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившим силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N 2571).
Заказчик и Уполномоченный орган в доводом жалобы Заявителя не согласны, о чем указали в предоставленных письменных пояснениях.
В частности, Заказчик и Уполномоченный орган поясняют, что дополнительные требования к участникам в данном электронном аукционе установлены верно, так как объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, а не капитальному ремонту водопроводных сетей.
Вместе с тем, Уполномоченный орган в предоставленных пояснениях сообщает, что положениями Контракта и приложениями к нему предусмотрены работ по капитальному ремонту, однако их стоимость составляет порядка 17,2 % от НМЦК.
На основании указанного, Заказчик и Уполномоченный орган считают, что в данном электронном аукционе дополнительные требования к участникам были установлены верно.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о закупках, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о закупках, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 ст. 31 Закона о закупках перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона о закупках, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о закупках в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о закупках дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании ч. 6 ст. 31 Закона о закупках Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о закупках.
В силу п. 1 ПП РФ N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с извещением и приложениями к нему, предметом данного Контракта является оказание услуг по уборке и очистке территории от снега с последующей погрузкой и вывозом снега.
С целью выяснения объективных обстоятельств по данной жалобе, Комиссией был сделан запрос (N исх. 8847/23 от 31.08.2023) в адрес АСРО "Гильдия Пермских строителей".
В предоставленном ответе (N исх. 3051 от 31.08.2023) АСРО "Гильдия Пермских строителей" сообщает, что указанные в Техническом задании работы, в соответствии с п. 10.1 ст. 1, п. 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), относятся к работам по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18 настоящего приложения, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, предусмотренными п. 11 раздела 2 приложения к ПП РФ N 2571.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в данном электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к ПП РФ N 2571.
Согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ, капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно абз. 4 пп. "а" п. 3 ПП РФ N 2571, позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
Комиссия отмечает, что НМЦК указанного контракта составляет 5 461 333,33 руб.
Комиссией установлено, что в соответствии с материалами извещения, Заказчиком не установлено требование в соответствии с позицией 11 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик неправомерно не установил дополнительные требования к частникам данного аукциона, предусмотренные п. 11 раздела 2 приложения к ПП РФ N 2571.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, неверно установившего дополнительные требования к частникам закупки, содержится нарушение п. 12 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаева З.П. на действия УМПТ "Куединские тепловые сети", Государственного казенного учреждения Пермского края "Центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на ремонт объектов коммунальных, инженерных сетей водоснабжения п. Куеда (изв. N 0356500001423003826) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 12 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленные в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 31 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023