Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Кварк" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "КМСЧ N 1" (далее - Заказчик), при поставке изделий медицинского назначения (Система аспирационная закрытая) для отделения реанимации (изв. N 0356300042223000253),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 30.08.2023 г. в 14:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 01.09.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300042223000253, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (Система аспирационная закрытая) для отделения реанимации.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 16.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 690 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 25.08.2023 г.
1. Заявитель сообщает, что содержащиеся в техническом задании требования к товару сформулированы таким образом, что в рамках данной закупки не соответствует ни один товар, ни одного производителя, зарегистрированного на территории России.
Кроме того, Заявитель обращает внимание на то, что в пункте N11 и пункте N13 приложения к извещению под наименованием Техническое задание описаны две разных характеристики таким образом, что требуемый отвар отсутствуют на рынке.
Также Заявитель сообщает, что содержащиеся в техническом задании требования являются незаконными, избыточными и ограничивающими конкуренцию.
В частности, данным требованием является требование, предусмотренное п/п 20 Технического задание - "Картриджи с изотоническим раствором ("физиологический раствор") неинъецируемым, для промывания катетера".
Согласно позиции Заявителя, именно в таком объеме и количестве картриджей, имеется только у единственного производителя, а именно у "Аванос Медикал Инк" (США).
2. Также ООО "Кварк" поясняет, что заявленное требование к поставляемому товару, о годе выпуска поставляемого товара не ранее 2022 года, предусмотренное п. 3.3 Технического задания, противоречит действующему законодательству о закупках ввиду того, что требование к году выпуска закупаемых товаров не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров, а также приводит к ограничению потенциальных участников закупки.
1. Заказчик в предоставленных возражениях на жалобу пояснил, что объектом закупки выступают медицинские изделия, которые, исходя из имеющейся у Заказчика информации, производятся единственным производителем "Аванос Медикал Инк" (США).
По мнению Заказчика, в случае, если объектом закупки выступают товары, изготавливаемые одним производителем, то это не является нарушением законодательства.
В подтверждение своей позиции, Заказчик в адрес Комиссии предоставил ответ ООО "Уралмедсервис МК" на запрос ГБУЗ ПК "КМСЧ N 1", согласно которому поставляемая "система закрытая аспирационная для отделения реанимации" (изв. 0356300042223000253) соответствует продукции производителя "Хальярд Хелс Инк" (США).
2. В отношении последнего довода жалобы, Заказчик сообщает, что указанные ГБУЗ ПК "КМСЧ N 1" в описании объекта закупки требования к товару, в части определения года выпуска не ранее 2022, не противоречат требованиям Закона о закупках и не свидетельствуют об ограничении права на участие в данном электронном аукционе иных участников закупки.
Требования Заказчика к году выпуска товара продиктованы исключительно потребностью в поставке качественного товара.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
1. Характеристики необходимого к поставке товара указаны в Техническом задании.
Комиссия обращает внимание на то, что Заказчик не оспаривает факт того, что данный товар производится как минимум двумя различными производителями.
Также Комиссия обращает внимание на то, что наименование производителя, указанное в пояснениях Заказчика - "Аванос Медикал Инк" отличается от наименования производителя, указанного в ответе ООО "Уралмедсервис МК" - "Хальярд Хелс Инк" (США).
Кроме того, упомянутое в вышеуказанном ответе регистрационное удостоверение на медицинское изделие ФСЗ 2012/12716 от 26.06.2017 не существует.
Также Комиссия на основе предоставленных возражений Заказчика, а также ответа ООО "Уралмедсервис МК" не может сделать вывод об уникальности указанного Заказчиком товара, в частности, ООО "Уралмедсервис МК" в вышеуказанном ответе не сообщает об уникальности товара, а лишь обращает внимание на то, что поставляемый товар соответствует продукции "Хальярд Хелс Инк" (США).
Комиссия также обращает внимание на то, что в предоставленных Заказчиком коммерческих предложениях производитель предлагаемого к поставке товара не указан.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям извещения и приложений к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. Необходимо отметить, что согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе правилом, согласно которому поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства), в случае если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
Комиссией установлено, что в п.п 3.3 п. 3 ч. 2 Технического задания установлено следующее: Товар должен быть упакован в тару, отвечающую требованиям ТУ и обеспечивающую его сохранность при перевозке и хранении. Год выпуска товара не ранее 2022 г.
Комиссия обращает внимание, что вышеуказанная характеристика не является функциональной либо качественной характеристикой требуемого товара, кроме того, в соответствии с Законом о закупках, поставляемый Заказчику товар априори предполагается новым.
Вместе с тем, Законом о закупках не предусмотрено право Заказчика устанавливать в извещении и приложении к нему требования о дате изготовления товара.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кварк" на действия ГБУЗ ПК "КМСЧ N 1" при поставке изделий медицинского назначения (Система аспирационная закрытая) для отделения реанимации (изв. N 0356300042223000253) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп. 1 ч. 2 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Котировочной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 сентября 2023 г. N 12715/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023