Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ВиоМед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для ПККБ (шприцы 50 мл) (изв. N 0356200002023001144),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 31.08.2023 г. в 10:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 04.09.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002023001144, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для ПККб (шприцы 50 мл).
В соответствии с извещением о запроса котировок в электронной форме:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 28.08.2023 г.
Заявитель в материалах жалобы сообщает, что Заказчик установил значение характеристики "допуск на длину трубки иглы" противоречащее ГОСТ ISO 7864-2011, так как согласно данному государственному стандарту диапазон отклонений для игл с длиной трубки 40 мм не должен быть больше 0 - -4 мм, однако, Заказчик, указывая в приложении к извещению под наименованием "Приложение к техническому заданию" значение у характеристики "длинна иглы" "длина не менее 39 мм" устанавливает к характеристике "допуск на длину трубки иглы" требуемое значение: "не менее 0-4".
Вместе с тем, для игл с длиной трубки 39 мм допуск согласно ГОСТ ISO 7864-2011 находится в диапазоне "+1,5 - -2,5 мм", то есть шприцы с иглой диной трубки 39 мм не могут быть предложены к поставке, так как имеют иной предел, не предусмотренный извещением и приложениями к нему.
Таким образом, Заявитель считает, что Заказчик, установив требования к длине трубки иглы "не менее 39 мм" "допуск на длину трубки иглы не менее 0 -4" фактически вводит в заблуждение участников закупки.
Также Заявитель сообщает, что Заказчиком в нарушение положений законодательства о закупках в Техническом задании установлено требование о необходимости поставки товара исключительно со специальной маркировкой.
Вместе с тем, вышеуказанная информация содержатся в технической документации, которая закрыта для потребителя и фактически является коммерческой тайной, таким образом, добросовестный участник закупки, чтобы надлежащим образом составить заявку на участие в данной закупке должен провести испытания определенной партии товара, чтобы узнать конкретное значение по данному показателю.
Фактически устанавливая данный показатель, Заказчик вводит в заблуждение участников закупки, лишает возможности участников корректно составить заявку на участие в аукционе.
Заказчик в предоставленных возражениях сообщает, что в случае предложения участником закупки к поставке шприцев с иглой длиной 39 мм, в заявке участника необходимо указывать значение допуска +1,5 -2,5 (что, по мнению Заказчика, соответствует установленному требованию "не менее 0 -4"). В случае предложения к поставке шприцев с длиной иглы 40 мм, в заявке участника необходимо указывать сведения о допуске "0 -4". В случае, если участник предлагает к поставке иглу номинальной длины трубки больше 40 мм, в заявке участника необходимо указывать значение допуска +1,5 -2,5 (что соответствует установленному требованию "не менее 0 -4").
По мнению Заказчика, такое указание конкретных значений показателя будет соответствовать как требованиям технического задания, так и требованиям действующего ГОСТ ISO 7864-2011.
Представитель Заказчика в устных пояснениях также сообщил, что по его мнению, в соответствии с Законом о закупках, Заказчик имел право устанавливать требования.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно п. 11.2 "допуски на длину" ГОСТа ISO 7864-2011, фактическая длина трубки иглы должна равняться номинальной длине в пределах, указанных в таблице 1.
Допуски на длину трубок иглы
Номинальная длина трубки иглы |
Допуск |
< 25 |
+1 -2 |
От 25 до 39 |
+1,5 -2,5 |
40 |
0 -4 |
> 40 |
+1,5 -2,5 |
Комиссия обращает внимание на то, что п. 15 "Маркировка" ГОСТа ISO 7864-2011 не предусмотрено нанесение на потребительскую упаковку информации о значении допуска на длину трубки иглы.
Согласно Письму ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии.
Комиссией установлено, что в п. 9.4 "Приложения 1 к требованиям к содержанию заявки на участие в закупке, инструкция по заполнению заявки", указано, что в случае если заказчиком установлено требование к допуску на длину трубки иглы, при заполнении заявки необходимо учитывать, что значение данного показателя представляет собой два значения.
Характеристики необходимого к поставке товара указаны в техническом задании и приложении к техническому заданию.
Заказчиком к товару "инъекционная игла" установлено требуемое значение "18G, из нержавеющей стали, диаметр не менее 1,2 мм, длина не менее 39 мм". "Допуск на длину трубки иглы" установлено значение "не менее 0 -4".
Указанный допуск на длину трубки иглы является допуском для трубки иглы длиной 40 мм.
Вместе с тем, вышеуказанным положением ГОСТа ISO 7864-2011 определено, что при номинальной длине трубки иглы "39 мм" установлено значение допуска "+1,5 -2,5".
Комиссия обращает внимание на то, что извещением о проведении электронного аукциона не предусмотрено значение допуска "+1,5 -2,5".
Кроме того, Комиссия сообщает, что значение "+1,5 -2,5" не является меньшим значением относительно предусмотренного приложением к техническому заданию значения "0 -4".
Таким образом, участник данной закупки при указании в заявке значения характеристики "длина трубки иглы" "39 мм" либо "больше 40", что будет соответствовать требованиям технического задания и приложения к нему, не имеет возможности указать допуск на длину трубки иглы в соответствии с ГОСТом ISO 7864-2011.
Более того, ввиду отсутствия значений допуска длинны трубки иглы на маркировке поставляемого товара, у участника данного аукциона отсутствует возможность предоставить достоверные данные относительно данной характеристики.
На основании указанного, Комиссии делает вывод о том, что положения технического задания и приложения у нему вводят участников закупки в заблуждение.
Комиссия также отмечает, что формулировки, указанные в приложениях к извещению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, а также показателям, нормируемым положениями ГОСТов, поскольку Заказчик должен быть заинтересованным в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что данные положения вышеуказанных приложений к извещению о проведении электронного аукциона, регламентирующие требуемые характеристики поставляемого товара, вводят в заблуждение участников аукциона в части заполнения информации, указанной в Техническом задании.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, содержится нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВиоМед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Пермская краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для пккб (шприцы 50 мл) (изв. N 0356200002023001144) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 сентября 2023 г. N 12783/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023