Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Смарт-С" (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (изв. N 0356200002023001106),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 31.08.2023 г. в 14:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 04.09.2023 с целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002023001106, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Пермского края "Ордена "Знак почета" Пермская краевая клиническая больница" (далее -Заказчик) проводился электронный аукцион на поставку алкалиновых батареек.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.08.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 170 000,00 руб.
4) дата окончания подачи заявок - 18.08.2023 г.
1. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.08.2023 NИЭА1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки - 6) была отклонена Аукционной комиссией со следующим обоснованием: Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ). п. 1 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ).
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен и обращает внимание на то, что заявка полностью соответствует требованиям извещения и приложений к нему.
2. Также Заявитель сообщает, что информация о "сроке годности товара", указанная в приложении к извещению под наименованием "Техническое задание" не относится к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, соответственно, Заказчик не может требовать её указания в материалах заявок участников аукциона.
Кроме того, Заявитель сообщает, что такая характеристика требуемого товара (алкалиновых батареек) как "срок годности" в используемой Заказчиком в данном электронном аукционе позиции кода КТРУ 27.20.11.000-00000005 отсутствует.
Соответственно, Заказчик обязан включить в описание товара обоснование необходимости использования такой информации.
Вместе с тем, Заказчик не обосновал необходимость указания срока годности требуемого товара, следовательно, нарушил положения Закона о закупках.
Заявитель также обращает внимание на то, что данная характеристика требуемого товара не предусмотрена техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
3. Заявитель сообщает, что в соответствии Законом о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о закупках.
По мнению Заявителя, описание объекта закупки, в соответствии с положениями Закона о закупках, является самостоятельным электронным документом.
Однако, анализ содержания прикрепленных заказчиком файлов показывает, что и в их составе нет раздела, подраздела, графы, параграфа или пункта, именуемого "Описание объекта закупки".
4. Также Заявитель акцентирует внимание на том, что основная часть информации, указанная в п. 1 "Технического задания" сгруппирована Заказчиком в таблицу, а другая её часть, в которой указаны характеристики требуемого товара "дата изготовления не ранее 2023 года" и "срок годности не менее 5 лет", вынесена за ее пределы, что логически позволяет воспринимать два не входящих в таблицу предложения как не относящиеся к характеристикам объекта закупки.
По мнению Заявителя, данный факт вводит в заблуждение участников закупки.
1. Аукционная комиссия в предоставленных сведениях сообщает, что причиной отклонения заявки Заявителя послужило отсутствие в заявке последнего информации о сроке годности поставляемого товара, ввиду чего заявка не соответствовала положениям аукционной документации и подлежала отклонению.
2. Относительно довода о требовании указания в материалах заявки характеристики "срок годности не менее 5 лет", Заказчик поясняет, что в силу п. 1, 2 ст. 472 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности). Товар, на который установлен срок годности, продавец обязан передать покупателю с таким расчетом, чтобы он мог быть использован по назначению до истечения срока годности, если иное не предусмотрено договором.
По смыслу указанной нормы в отношении товара, имеющего срок годности, установленного производителем, в документации о закупки должен быть предусмотрен срок, в течение которого товар может быть использован потребителем без изменения его функциональных характеристик и по назначению, до истечения срока годности (т.н. остаточный срок годности).
Статьей 473 ГК РФ установлено, что срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
На основании изложенного Заказчик считает, что указание в аукционной документации требования "срока годности товара" допустимо, не противоречит законодательству и не ограничивает конкуренцию.
Также Заказчик сообщает, что по смыслу доводов, изложенных в жалобе, Заявитель обжалует положения аукционной документации.
Однако, ввиду того, что жалоба на положения документации Заявителем была подана по истечению регламентированного Законом о закупках срока, Заявитель не в праве обжаловать положения документации к данному электронному аукциону.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно пп. "а", п. 2, ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению, объектом вышеуказанной закупки является поставка алкалиновых батареек.
В приложении к извещению под наименованием "Техническое задание" в пункте 1 "наименование и количество товара" указаны следующие характеристики требуемого товара:
- Дата изготовления не ранее 2023 года.
- Срок годности не менее 5 лет
Комиссия отмечает, что ООО "Смарт-С" в материалах своей заявки вышеуказанных характеристик не указало.
Вместе с тем, в соответствии с абз. 1 Инструкции по заполнению заявки, в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в пункте 1 "Технического задания" показателей товаров.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Смарт-С".
Относительно доводов Заявителя о несоответствии положений извещения о проведении электронного аукциона требованиям Закона о закупках, Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о закупках жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, окончание срока подачи заявок на участие в закупке - 18.08.2023 г. жалоба подана через функционал ЕИС 26.08.2023 г., то есть по истечении регламентированного Законом о закупках срока.
Исходя из изложенного, Заявителем пропущен срок обжалования положений извещения о проведении электронного аукциона.
Следовательно, указанные выше доводы Заявителя не подлежат рассмотрению
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки установлено следующее.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
В разделе п. 1 Технического задания Заказчиком установлено требование: дата изготовления не ранее 2023 года.
Комиссия обращает внимание, что вышеуказанная характеристика не является функциональной либо качественной характеристикой требуемого товара, кроме того, в соответствии с Законом о закупках, поставляемый Заказчику товар априори предполагается новым.
Законом о закупках не предусмотрено право Заказчика устанавливать в извещении и приложении к нему требования о дате выпуска товара.
Таким образом, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения положений п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. Согласно извещению о проведении закупки, объектом закупки является поставка алкалиновых батареек.
Согласно п. 1 ст. 472 ГК РФ Законом или в установленном им порядке может быть предусмотрена обязанность определять срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению (срок годности).
Согласно ст. 473 ГК РФ срок годности товара определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого товар пригоден к использованию, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.
Таким образом, товар является пригодным к использованию в течение всего срока годности.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Поскольку приобретаемый в рамках закупки товар не является продуктом питания, парфюмерно-косметическим товаром, медикаментом, товаром бытовой химии, положения законодательства в части срока годности товара, в отношении него не применимы.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661.
Нас основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушений требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. Согласно абз. 1 инструкции по заполнению заявки, при описании поставляемого товара (товара, используемого при выполнении работы, оказании услуги), в заявке на участие в аукционе должна быть указана информация в отношении всех установленных в пункте 1 "Технического задания" показателей товаров.
Комиссия обращает внимание, что в указанном Техническом задании имеется позиция, поименованная следующим образом: "Пункт 1 Наименование и количество товара".
Вместе с тем, в таблице, расположенной в данном приложении к извещению, также присутствует позиция, поименованная "N п 1".
Комиссия также отмечает, что формулировки, указанные в приложениях к извещению должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованным в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что данные положения вышеуказанных приложений к извещению о проведении электронного аукциона, регламентирующие требуемые характеристики поставляемого товара, вводят в заблуждение участников аукциона в части заполнения информации, указанной в Техническом задании.
На основании всего вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, содержится нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
4. Кроме того, Комиссией установлено, что в обязательной к указанию в материалах заявки таблице пункта 1 Технического задания присутствует показатель "количество, шт." и требуемое значение данного показателя "5 000".
Комиссия отмечает, что количество товара не является качественной, функциональной, технической или экологической характеристикой товара, не характеризует товар. Количество товара является потребностью Заказчика, которая устанавливается Заказчиком в документации о закупке в соответствии с нормами Закона о закупках. Предоставление участником закупки сведений о количестве товара, несоответствующих требованиям документации о закупке, является изменением потребности Заказчика, что противоречит законодательству о закупках.
Следовательно, количество товара не является показателем товара, который должен быть представлен участником закупки в первой части заявки.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Смарт-С" на действия Единой комиссии при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (изв. N 0356200002023001106) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 сентября 2023 г. N 12781/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023