рассмотрев обращение (вх. N 12921-ЭП/23) ФГКОУ "ППКУ им. Героя России Ф. Кузьмина ВНГ РФ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ (далее - Поставщик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования (икз. N 231594804493959480100100050000000244).
УСТАНОВИЛА:
30.05.2022 г. между Заказчиком и ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ заключен контракт N 58 в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования на сумму 103 197,54 руб. (далее - Контракт).
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 04.09.2023 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 05.09.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, указанных в Контракте, 02.08.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 9 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с условиями настоящего Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования (далее - Работы) в соответствии с Техническим заданием (приложение N1), согласно Локальному сметному расчету (Приложение N2), а Заказчик обязуется принимать выполненные подрядчиком работы и оплачивать их.
1.2. Качество, технические характеристики работ, требования к выполнению и результату работ, а также иные показатели и характеристики определяются в соответствии с Техническим заданием (Приложение 1 к Контракту).
1.3. Материалы, необходимые для выполнения работы, предоставляются Подрядчиком.
1.4. Место выполнения работ: 614524, Пермский край, д. Гамы, ул. Дубровская 1.
9.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством,
9.2. Расторжение Контракта по соглашению Сторон совершается в письменной форме и возможно в случае наступления условий, при которых для одной из Сторон или обеих Сторон дальнейшее исполнение обязательств по Контракту невозможно либо возникает нецелесообразность исполнения Контракта.
9.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. До принятия такою решения Заказчик вправе провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций.
9.4. Если Заказчиком проведена экспертиза выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненных работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
9.5. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
02.08.2023 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
17.08.2023 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта направлено в адрес Подрядчика посредством электронной почты.
Таким образом, в силу ч. 12.2 ст. 95 Закона о закупках дата надлежащего уведомления Подрядчика - 17.08.2023 г., в связи с тем, что 17.08.2023 Заказчик получил от ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ посредством электронной почты подтверждение получения одностороннего отказа.
Следовательно, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках дата вступления в силу решения об одностороннем отказе - 29.08.2023 г.
Информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 29.08.2023 г.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком в связи с тем, что Подрядчиком не выполнены работы в регламентированный Контрактом срок.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
В соответствии с п. 1.6. Контракта, срок выполнения работ: в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения контракта, то есть не позднее 29.06.2023 года.
Согласно п. 10.1. Технического задания, являющегося неотъемлемой частью Контракта, Подрядчик обязан приступить к выполнению работ на 10 (десятый) календарный день после заключения контракта.
07 июля 2023 г. в адрес Подрядчика было направлено уведомление N 970/1029 от 17.07.2023 года о необходимости исполнения обязательств по Контракту. Однако, до настоящего времени Подрядчик к работам не приступил.
На основании изложенного, 02.08.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта N 58 от 30.05.2023 г. на капитальный ремонт объекта капитального строительства в сфере образования.
Представители ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ письменных пояснений в адрес Комиссии не направили. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ не представлено.
Стоит отметить, что ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Доказательства того, что ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по контракту, в материалах обращения не имеются.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласиkось со всеми изложенными в документации, Контракте требованиями Заказчика.
Комиссия также обращает внимание на то, что последний из исполненных ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ контрактов был исполнен в 2015 году, что свидетельствует о том, что заключение и исполнение контрактов для государственных нужд не является основной деятельностью Подрядчика.
Кроме того, участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Поставщика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ (614015, ПЕРМСКИЙ КРАЙ, ПЕРМЬ ГОРОД, СИБИРСКАЯ УЛИЦА, 12, ИНН 5902127452) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ Данилове Денисе Александровиче (ИНН 590705390738) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ, о генеральном директоре об ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ Данилове Денисе Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
4. Датой исключения сведений об ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ, о генеральном директоре об ООО Охранное агентство "Фортуна плюс" ООИ ММЦ Данилове Денисе Александровиче из реестра недобросовестных поставщиков считать 08.09.2025 г.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его приняти
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 5 сентября 2023 г. N РНП-59-292
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023