Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, С.Д. Маёрова - ведущий специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Медицинские изделия" (далее - податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "КМП N5" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения аукциона в электронной форме "Поставка с доставкой гинекологических наборов нужд КГБУЗ "КМП N5" (далее - электронный аукцион), размещённого на электронной площадке АО "ЭТП ТЭК-Торг" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0319200060023000121.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Медицинские изделия" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой гинекологических наборов нужд КГБУЗ "КМП N5".
Существо жалобы: составление извещения с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 31 августа 2023 года в 11:30 присутствовал представитель заказчика, надлежащим образом подтвердивший свои полномочия и удостоверивший личность.
Податель жалобы не обеспечил явку своего представителя, ходатайств не направлял.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком в описании объекта закупки установлены характеристики, которые соответствуют единственному производителю АО "ДиаКлон".
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласен и представил мотивированные возражения.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Поставка с доставкой гинекологических наборов нужд КГБУЗ "КМП N5".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При этом Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируются с многочисленной судебной практикой, в том числе, например по делу N А21-4239/2020 или делу N А34-1354/2021, А33-15654/2022.
Однако описание объекта закупки должно соответствовать требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе и отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика, в том числе для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
Из описания объекта закупки Комиссией установлено, что заказчику по обжалуемым характеристикам необходимы одноразовые гинекологические наборы для забора отделяемого шейки матки и влагалища.
Податель жалобы указывает, что единственным производителем медицинские изделия которого будут в полном объеме удовлетворять потребности заказчика является АО "ДиаКлон".
На заседании Комиссии представитель заказчика не отрицал тот факт, что единственным производителем медицинских изделий, которые в полной мере будут удовлетворять потребность заказчика является продукция производства АО "ДиаКлон", поскольку только данный производитель изготавливает в составе набора зеркало "с защитой от провисания стенок влагалища, которая представляет собой эластичную ленту из натурального латекса".
Заказчиком было также указано, что при формировании описания объекта закупки заказчик не преследовал цель ограничения конкуренции, установление определенных характеристик по обжалуемым позициям сделано с целью удовлетворить потребность заказчика в полном объеме.
Кроме того, заказчиком в адрес Комиссии были направлены пояснения с подробным обоснованием потребности и значимости каждой из установленных характеристик, в том числе относительно потребности именно в указанном в описании объекта закупки медицинском изделии. Заказчиком было указано, что указанные требования являются функционально обоснованными, позволяют снизить риск развития осложнений, угрожающих жизни пациентов, и не ведут к нарушению требований действующего законодательства РФ. Обоснование потребности в установленных характеристиках также содержится в описании объекта закупки.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлены требования относительно содержания и формы, в которых должно быть изложено обоснование заказчика при установлении технических параметров закупаемого товара. Указанный вывод также изложен в решении Арбитражного Суда Красноярского края по делу N А33-27978/2017.
Таким образом, Комиссия отмечает, что заказчик установил требования к медицинским изделиям, исходя из своей потребности, из назначения закупаемого изделия, с учетом специфики деятельности.
Кроме того, представителем заказчика на заседании было представлено информационное письмо АО "ДиаКлон" от 01.08.2023 исх.N б/н со следующим содержанием: "Зеркала влагалищные полимерные одноразового применения стерильные Куско ЗВК - "ДиаКлон" по ТУ 9398-001-18078209-2009 исполнение 2 с защитой из натурального латекса производятся исключительно АО "ДиаКлон" и полных аналогов ни среди отечественной, ни среди импортной, зарегистрированной в России, аналогичной продукции не имеют", что подтверждает уникальность указанного медицинского изделия, производимого исключительно АО "ДиаКлон". Доказательств обратного представлено не было.
Комиссия также обращает внимание на то, что извещение не предусматривает, что осуществление закупки проводится среди производителей товара.
В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения и потребности заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара, требующегося заказчику, заявителем не представлены.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Комиссия также отмечает, что заказчику при формировании описания объекта закупки надлежит соблюсти не только принцип обеспечения конкуренции, но и принцип эффективности закупки.
При этом принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности заказчика и его пациентов, а фактов ограничения конкуренции Комиссией установлено не было (что следует из возможности неограниченного числа поставщиков принять участие в закупке).
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Указанный вывод также нашел свое отражение в решение Арбитражного суда Красноярского края по делу NА33-18074/2022.
В связи с указанным, Комиссия приходит к выводу, что при формировании описания объекта закупки по указанным характеристикам со стороны заказчика отсутствуют нарушения принципа обеспечения конкуренции и положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Медицинские изделия" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.А. Дударева
Члены Комиссии: М.А. Грицай
С.Д. Маёрова
Исп.Маёрова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 31 августа 2023 г. N 024/06/106-2455/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023