Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - начальник отдела М.А. Грицай, специалист-эксперт И.М. Болотова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мусосортировочный комплекс Юго-Запад" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика Администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - заказчик), уполномоченного органа Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории Октябрьского района города Красноярска (далее - электронный аукцион), на электронной торговой площадке РТС-Тендер (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "Мусосортировочный комплекс Юго-Запад" (далее - податель жалобы) на действия аукционной комиссии заказчика - Администрации Октябрьского района в городе Красноярске (далее - заказчик), уполномоченного органа Департамента муниципального заказа администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган) при проведении закупки с номером извещения N 0119300019823001275.
Существо жалобы: неправомерное решение аукционной комиссии о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы. Указанным субъектам было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
Податель жалобы, заказчик, уполномоченный орган обеспечили личную явку своих представителей. Личности представителей участвующих в рассмотрении жалобы удостоверены, полномочия подтверждены.
Доводом подателя жалобы является неправомерное решение аукционной комиссии о признании его заявки несоответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона ввиду отсутствия в представленной подателем жалобы заявке на участие в закупке выписки из реестра лицензий с требуемыми кодами видов отходов.
Уполномоченным органом были представлены письменные возражения на доводы жалобы.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированных свалок на территории Октябрьского района города Красноярска.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать, в том числе обоснование принятого аукционной комиссией решения об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Комиссия отмечает, что заказчиком в извещении, а также в приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки установлено требование о предоставлении участником закупки выписки из реестра лицензий (или ее копия) с видами работ по транспортированию отходов IV класса опасности с кодами отходов по федеральному классификационному каталогу на конкретные виды отходов или соответствующие для них группы или подгруппы отходов.
Комиссией установлено, что согласно извещению о закупке в выписке из реестра лицензий участника закупки должны содержаться наименования видов отходов, подлежащих утилизации объектов в том числе:
-вид отходов 3 05 100 02 29 4 кора с примесью земли;
-вид отходов 4 57 111 01 20 4 отходы шлаковаты незагрязненные и (или) группы отходов 4 57 100 00 00 0 отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна 4 57 000 00 00 0 отходы теплоизоляционных материалов, не вошедшие в другие группы.
Комиссия установила, что из протокола подведения итогов определения поставщика N0119300019823001275 от 25.08.2023 следует, что заявка подателя жалобы была отклонена по следующим основаниям: "в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части непредставления документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, предусмотренных подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе и электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", содержащимся в извещении о проведении электронного аукциона (в представленной копии выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видами работ по транспортированию отходов IV класса опасности в перечисленных видах работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности отсутствуют:
1) вид отходов 3 05 100 02 29 4 кора с примесью земли
2) вид отходов 4 57 111 01 20 4 отходы шлаковаты незагрязненные и (или) группы отходов 4 57 100 00 00 0 отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна 4 57 000 00 00 0 отходы теплоизоляционных материалов, не вошедшие в другие группы.
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы, также установила, что выписка из реестра лицензии, представленная им в составе заявки не содержит коды видов отходов, указанных в извещении о проведении закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии имелись основания для признания заявки подателя жалобы не соответствующей, и решение аукционной комиссии в части признания заявки подателя жалобы не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе является правомерным.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" утверждено положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение о лицензировании).
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов", утвержден порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок ведения государственного кадастра отходов).
Комиссия отмечает, что ФККО - это список отходов, содержащий в себе классифицированную и структурированную информацию по видам наименования и определения класса опасности для любого вида мусора.
Код ФККО состоит из 11 цифр: происхождение, номер блока - 1-я цифра; тип исходного сырья - цифры 2-6; химический состав - 7-8-я цифры; агрегатное состояние отхода - 9-10-я цифры; класс опасности - 11-я цифра кода.
Согласно пункту 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов установлено, что конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Код вида отходов имеет 11-значную структуру:
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:
X блок,
XX тип,
XXX подтип,
XXX XXX группа,
XXX XXX XX подгруппа
XXX XXX XX XX позиция.
Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп - с 1 по 999; подгрупп - с 1 по 99.
Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.
При этом Порядком ведения государственного кадастра отходов предусмотрен разъясняющий пример кодирования в примечании N 1, а именно:
*(1) Пример кодирования сведений о виде отходов "обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5%":
100 000 00 00 0 Отходы органические природного происхождения (животного и растительного) 170 000 00 00 0 Древесные отходы 171 000 00 00 0 Отходы обработки и переработки древесины 171 200 00 00 0 Древесные отходы с пропиткой и покрытиями, не загрязненные опасными веществами 171 201 00 01 0 Отходы обработки фанеры, изделия из фанеры, потерявшие свои потребительские свойства, содержащие связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно 171 201 01 01 4 обрезь фанеры, содержащей связующие смолы в количестве от 0,2% до 2,5% включительно.
Комиссия отмечает, что исходя из вышеуказанных положений Порядка ведения государственного кадастра отходов следует, что группа отходов, обозначенная в коде первыми 6 цифрами, включает в себя все подгруппы и позиции ФККО, входящие в данную группу, ввиду чего указание в лицензии группы отходов свидетельствует о наличии у лицензиата права осуществлять деятельность в отношении всех видов отходов (позиций ФККО), входящих в такую группу.
Как было указано ранее, Комиссия, проанализировав электронный документ, содержащий требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению и включенный в состав извещения установила, что заказчиком было установлено требование к наличию у участника закупки выписки из реестра лицензий (или ее копии), на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с видами работ по транспортированию отходов класса IV опасности с кодами отходов по Федеральному классификационному каталогу на конкретные виды отходов или соответствующие для них группы и (или) подгруппы отходов, в том числе:
и (или) вид отходов |
и (или) подгруппа отходов |
и (или) группа отходов |
3 05 100 02 29 4 кора с примесью земли |
|
|
4 57 111 01 20 4 отходы шлаковаты незагрязненные |
|
4 57 100 00 00 0 Отходы теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна
4 57 000 00 00 0 Отходы теплоизоляционных материалов, не вошедшие в другие группы |
При этом, как отмечает Комиссия, заказчиком в документе, содержащем требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению не установлены соответствующие для вида отходов 3 05 100 02 29 4 кора с примесью земли подгруппа и (или) группа отходов, для вида отходов 4 57 111 01 20 4 отходы шлаковаты незагрязненные подгруппа отходов.
Вместе с этим Комиссией установлено, что согласно ФККО, код ФККО 3 05 100 02 29 4 кора с примесью земли входит в группу кодов ФККО 3 05 100 00 00 0 кора древесная при транспортировке, хранении, окорке древесины, на которую содержится указание в выписке из реестра лицензий N53843 представленной подателем жалобы в составе заявки.
Также Комиссией установлено, что согласно ФККО, код ФККО 4 57 111 01 20 4 отходы шлаковаты незагрязненные входит в группу кодов ФККО 4 57 110 00 00 0 отходы минерального волокна теплоизоляционного незагрязненные, на которую содержится указание в выписке из реестра лицензий N53843, представленной подателем жалобы в составе заявки на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что представленная подателем жалобы лицензия отвечает требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе, так как в лицензии подателем жалобы указана группа кодов ФККО, в которую входит требуемый заказчику код позиции ФККО.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что требования статьи 31 Закона о контрактной системе направлены на выявление заказчиком правоспособности участника закупки заниматься отдельными видами деятельности на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение) деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению к Положению.
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определяет следующие виды работ, составляющих лицензируемый вид деятельности:
1. Сбор отходов I класса опасности
2. Сбор отходов II класса опасности
3. Сбор отходов III класса опасности
4. Сбор отходов IV класса опасности
5. Транспортирование отходов I класса опасности
6. Транспортирование отходов II класса опасности
7. Транспортирование отходов III класса опасности
8. Транспортирование отходов IV класса опасности
9. Обработка отходов I класса опасности
10. Обработка отходов II класса опасности
11. Обработка отходов III класса опасности
12. Обработка отходов IV класса опасности
13. Утилизация отходов I класса опасности
14. Утилизация отходов II класса опасности
15. Утилизация отходов III класса опасности
16. Утилизация отходов IV класса опасности
17. Обезвреживание отходов I класса опасности
18. Обезвреживание отходов II класса опасности
19. Обезвреживание отходов III класса опасности
20. Обезвреживание отходов IV класса опасности
21. Размещение отходов I класса опасности
22. Размещение отходов II класса опасности
23. Размещение отходов III класса опасности
24. Размещение отходов IV класса опасности
На основании изложенного Комиссия отмечает, что в соответствии с требованиями статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики вправе установить единые требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с обязательным указанием видов работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, перечисленных в перечне, утвержденном Положением о лицензировании.
Вместе с тем указание в требованиях о наличии лицензии о том, что лицензия должна содержать определенные коды ФККО, является излишним, что привело к отклонению заявки подателя жалобы несмотря на тот факт, что податель жалобы обладает необходимой правоспособностью осуществлять лицензируемый вид деятельности.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 12 части 1 статьи 42, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком не установлены надлежащим образом требования к участникам закупки о наличии и о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мусорсортировочный комплекс Юго-Запад" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика нарушившим требования пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки необходимо отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в извещение о проведении аукциона. Продлить срок подачи заявок на участие в аукционе не менее, чем на 3 дня, начиная со дня размещения извещения о закупке.
5. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
И.М. Болотова
Исп.Болотова И.М.
тел.8(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 сентября 2023 г. N 024/06/106-2475/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023