Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - М.А. Грицай, начальник отдела, А.Н. Пшенникова, главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу Сысоева К.В. на действия заказчика Администрации Чулымского сельсовета Новоселовского района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на возведение сборно-разборного здания для двух машин, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300000823000006, установила следующее.
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 05.09.2023 года в 10 часов 00 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение жалобы было проведено в отсутствии представителей заказчика, подателя жалобы.
Из содержания жалобы следует, что заказчиком составлено извещение с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на возведение сборно-разборного здания для двух машин.
Согласно доводу подателя жалобы заказчик неправомерно установил требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке в соответствии с недействующей редакцией Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Содержание заявки на участие в конкурентном способе установлено частью 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссия, проанализировав инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе в электронной форме на право заключить муниципальный контракт являющегося приложением к извещению установила, что заказчиком установлено требование к наличию первой и второй части заявки.
Вместе с тем, согласно требованиям части 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе заказчик не праве устанавливать требования к наличию первой и второй части заявки.
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что требование к составу и содержанию заявки установлено в недействующей редакции.
Довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком не установлены требования в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование, что участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Комиссия, проанализировав требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке установила, что заказчик устанавливает в том числе требование к наличию: "декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 7,7.1,9 части 1 статьи 31 Закона 44-ФЗ".
В связи с чем Комиссия приходит к выводу, что заказчиком установлен конкретный перечень к декларации и наличие требования предусмотренного пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком не установлены требования в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является иностранным агентом.
При этом, заказчиком в требованиях к участнику закупки и в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению не установлено требование к участнику закупки согласно пункту 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком требований пункта 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что выражается в не установлении требований к участникам аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком установлено требование к декларации о соответствии участника согласно статье 31 Закона о контрактной системе не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
1) информацию и документы об участнике закупки:
о) декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия, установила, что заказчиком установлены конкретные требования к наличию "декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 7,7.1,9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что недопустимо в рамках установленных требованиями Закона о контрактной системе.
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлены преимущества к частникам закупки, однако в требованиях к составу заявки заказчиком установлено требование к декларированию участниками закупки о принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункта "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона установила, что заказчиком не установлено требование преимуществ участия в закупке в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Однако, заказчиком в требованиях к составу и содержанию заявки установлено, что заявка на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к субъекты малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в не установлении в извещении преимуществ участия в закупке в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, то есть среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, и в то же время, в установлении требования о содержании в составе заявки участника такой закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, нарушают часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком не установлено требование о предоставлении в составе заявки участника реквизитов счета участника закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к составу заявки на участие в закупке установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "п" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать реквизиты счета участника закупки, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта, за исключением случаев, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такой счет открывается после заключения контракта.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, из вышеуказанной нормы следует, что сведения о реквизитах счета участника закупки, на который осуществляется перечисление денежных средств в качестве оплаты оказанных услуг, должны быть представлены в составе заявки, однако Заказчиком в требованиях содержащихся в информационной карты являющегося приложением к извещению по проведению электронного аукциона не установлено указанное требование.
В связи с чем довод подателя жалобы является необоснованным.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком в проекте контракта установлен срок оплаты по контракту не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частями 11,12 статьи 6 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации положения части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, касающиеся срока оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, составляющего не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, применяются в отношении заказчиков, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, автономными и бюджетными учреждениями, созданными Российской Федерацией, с 1 июля 2022 года при определении такими заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупках направлены с 1 июля 2022 года, или при заключении такими заказчиками с 1 июля 2022 года контрактов с единственными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Комиссия, проанализировав проект контракта, входящий в состав извещения о проведении электронного аукциона, установила, что согласно пункту 2.4 проекта контракта установлено: "Оплата за выполненные работы производится Заказчиком по безналичному расчету путем перечисления денежных средств в размере суммы выполненных работ, на расчетный счет Подрядчика в течение не более чем 10 (Десять) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ, оказанных без претензий, на основании счета и счета-фактуры (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), но не позднее трех банковских дней после поступления финансовых средств краевой субсидии на счет Заказчика".
Таким образом, заказчиком установлена оплата по контракту не более чем 10 рабочих дней, что нарушает требования установленные частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, поскольку указанная статья содержит иной срок оплаты по контракту.
В связи с чем довод подателя жалобы является обоснованным.
Согласно доводу подателя жалобы заказчиком в проекте контракта установлено обеспечение исполнения контракта не соответствующее требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 статьи 96 Закона о контрактной системе. При этом, если:
1) контрактом предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается не менее чем в размере аванса, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей части;
2) аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается заказчиком от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе), уменьшенной на размер такого аванса.
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, в проекте контракта установлено: "Подрядчик при заключении Контракта должен предоставить Заказчику обеспечение исполнения Контракта в размере 5 % цены контракта".
Вместе с тем, положения извещения и проекта контракта в части указания обеспечения исполнения контракта не находятся в противоречии друг с другом.
Таким образом, в действиях заказчика не содержится нарушений Закона о контрактной системе.
В связи с чем довод подателя жалобы является необоснованным.
В связи с изложенным, действия заказчика, ненадлежащим образом установившего требования в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 31, часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 31, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Аукционной комиссии, заказчику, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона.
4. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о проведении закупки.
5. Продлить срок подачи заявок не менее, чем на 3 дня, начиная со дня внесения изменений в извещение о закупке.
6. Передать материалы по жалобе и результатам внеплановой проверки должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
А.Н. Пшенникова
|
|
Исп.Пшенникова А.Н.
тел.(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 сентября 2023 г. N 024/06/106-2485/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023