Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в отсутствие сторон;
рассмотрев материалы внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
04.08.2023 г. в Кировское УФАС России поступило обращение ПАО "МТС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Куменская центральная районная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет (для фельдшерско-акушерских пунктов) (извещение N 0340200003323009534).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку в Техническом задании неправомерно установлено требование, что Исполнитель предоставляет собственные (не арендуемые у третьей стороны) линии связи.
Кроме того, Заказчиком применены дополниетльные характеристики, не предусмотренные позицией КТРУ (подключение к маршрутизатору Заказчика осуществляется через стандартизированный физический интерфейс RJ-45 по технологии Ethernet; подключения должны быть организованы на основе однотипных или составных физических средств для передачи сигналов:медный кабель (МК)), однако, не указано обоснование указания таких характеристик.
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Заявителю, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначалось на 16.08.2023 г., откладывалось на 30.08.2023 г.
Заказчик письменно пояснил, что исходя из толкования п. 36 ч. 1 ст. 12 "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ, ст. 29 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ (далее - Закон о связи) и п.п. "а" п. 4 раздела ХVI Постановления N 2385, для оказания услуг у оператора связи должна быть собственная сеть связи. Наличие у исполнителя собственных линий связи обеспечивает большую оперативность обслуживания и устранения неисправностей. Спорное условие предъявляется к исполнителю, а не к участнику закупки.
Сообщает, что Заказчиком по исполнение п. 6 Правил использования КТРУ (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) установлено обоснованием применения дополнительных характеристик.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" не принимает участие в формировании документации, не формирует условия для закупки. Заявлено ходатайство о рассмотрении материалов в отсутствие своего представителя.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
30.06.2023 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет (для фельдшерско-акушерских пунктов).
Оносительно первого довода Заявителя, установлено следующее.
Согласно Техническому заданию установлены следующие позиции КТРУ - 61.10.40.000-00000052, 61.10.40.000-00000061 и слудеющие требования:
5. Время восстановления услуги при технических авариях на сети исполнителя не более 8-и часов;
11. Подключение к маршрутизатору Заказчика осуществляется через стандартизированный физический интерфейс RJ-45 по технологии Ethernet.
12. Подключения должны быть организованы на основе однотипных или составных физических средств для передачи сигналов: медный кабель (МК); волоконно-оптический кабель (ВОК);
18. Исполнитель предоставляет собственные (не арендуемые у третьей стороны) линии связи;
19. Исполнитель имеет выписку из реестра лицензий или действующую лицензию на осуществление деятельности в области оказания услуг связи:
- оказание телематических услуг связи;
- предоставление каналов связи;
- предоставление услуг передачи данных, за исключением услуг передачи данных для целей передачи голосовой информации.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 24 ст. 2 Закона о связи сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
В силу п. 12 ст. 2 Закона о связи оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Согласно ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Пунктом 4 раздела XIV Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что при оказании услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю услугами связи доступа к сети связи лицензиата.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих ограничение доступа к информации.
Согласно п. 5.1 ст. 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) услуги присоединения к его сети передачи данных сети передачи данных другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам на средствах связи, обеспечивающих передачу данных со скоростью более чем десять гигабит в секунду, и соблюдать предусмотренные пунктом 3 статьи 65.1 настоящего Федерального закона технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что Закон о связи не ограничивает операторов сети в возможности оказывать услуги связи без построения собственной сети связи, в том числе передав обязанности по оказанию услуг по договору субподряда либо путем аренды сетей связи, либо их части иного оператора связи.
Таким образом, Заказчик неправомерно предъявил к участникам закупки требование о предоставлении исполнителем собственных (не арендуемых у третьей стороны) линий связи, что нарушает требование ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с тем, что 13.07.2023 г. контракт заключен, предписание не выдается.
Относительно второго довода заявителя, установлено следующее.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. "а" п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Позиции КТРУ 61.10.40.000-00000052, 61.10.40.000-00000061 содержат обязательную для применения характеристику - "пропускная способность" и не содержат запрета на включение иных характеристик.
Согласно техничсекому заданию Заказчику установлено, что использование дополнительных характеристик обусловлено потребностью Заказчика.
Вместе с тем, ни Законом о контарктной системе, ни Правилами не установлены требования к содержанию и порядку обоснования установления дополнительных характеристик описания объекта закупки.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку оказание услуги, не соответствующей требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на своевременности оказания медицинских услуг.
Техническое задание содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяют определить соответствие оказываемой услуги установленным заказчиком требованиям, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы проверки соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Обязать Заказчика представить в срок до 25.09.2023 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию относительно должностного лица, ответственного за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснение должностного лица.
Обязать Заказчика обеспечить уведомление ответственного должностного лица о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица назначается на 03.10.2023 г. в 13 час. 15 мин. по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 30 августа 2023 г. N 043/10/99-828/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023