Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
В присутствии:
- представителей КОГКУ "КОПСС", по доверенности;
При участии посредством ВКС:
- представителя ПАО "МТС", по доверенности;
рассмотрев материалы внеплановой проверки N 043/10/99-834/2023,
У С Т А Н О В И Л А:
04.08.2023 года в Кировское УФАС России поступило обращение ПАО "МТС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКУ "КОПСС" при размещении извещения на оказание услуг по передаче данных на основе волоконно-оптических линий связи для региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области (извещение N 0340200003323004501).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку в п. 2.4 Технического задания установлены требования к оказанию услуг - "техническое решение, которое должно использовать сеть передачи данных, построенную на основе собственных оптоволоконных или медных кабельных линий связи на всех участках организации сети Исполнителя. В случае отсутствия в распоряжении у Исполнителя необходимых для построения VPN собственных кабельных линий связи они должны быть организованы Исполнителем самостоятельно. Организация канала связи и размещение оборудования выполняется по техническим условиям, выданным собственником помещений".
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Заявителю направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначалось на 16.08.2023 г., откладывалось на 30.08.2023 г., 31.08.2023 г.
Заказчик направил письменные пояснения и при рассмотрении материалов пояснил, что все требования в извещении установлены в соответствии с потребностью Заказчика. Считает, что не ограничивает количество потенциальных участников, требование в техническом задании подразумевает использование при оказании услуг собственной линии связи. Заявитель не обращался с запросом на разъяснение технического задания, не подавал жалобу на извещение. Считает, что извещение, составлено в полном соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" письменно пояснило, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Уполномоченное учреждение не принимает участие в подготовке извещения.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
04.04.2023 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по передаче данных на основе волоконно-оптических линий связи для региональной автоматизированной системы централизованного оповещения (РАСЦО) Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области (извещение N 0340200003323004501).
Согласно п. 2.4. Технического задания при оказании услуг Исполнитель обеспечивает техническое решение, которое должно использовать сеть передачи данных, построенную на основе собственных оптоволоконных или медных кабельных линий связи на всех участках организации сети Исполнителя. В случае отсутствия в распоряжении у Исполнителя необходимых для построения VPN собственных кабельных линий связи они должны быть организованы Исполнителем самостоятельно. Организация канала связи и размещение оборудования выполняется по техническим условиям, выданным собственником помещений. Организация канала связи, размещение и настройка оборудования, обеспечивающего подключение к аппаратуре Заказчика, осуществляется за счет средств Исполнителя.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что данное требование соответствует Федеральному закону от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), поскольку для оказания услуг связи у оператора связи должна быть собственная линия связи.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции от 28.12.2022 г. N 95) Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 24 ст. 2 Закона о связи сеть связи - технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.
В силу п. 12 ст. 2 Закона о связи оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Согласно ст. 29 Закона о связи деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Пунктом 4 раздела XIV Приложения N 2 к Постановлению Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что при оказании услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, обеспечение предоставления абоненту и (или) пользователю услугами связи доступа к сети связи лицензиата.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи, собственником или иным владельцем технологических сетей связи требований настоящего Федерального закона и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предусматривающих ограничение доступа к информации.
Согласно п. 5.1 ст. 46 Закона о связи оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) услуги присоединения к его сети передачи данных сети передачи данных другого оператора связи, оказывающего услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан обеспечивать установку в своей сети связи технических средств противодействия угрозам на средствах связи, обеспечивающих передачу данных со скоростью более чем десять гигабит в секунду, и соблюдать предусмотренные пунктом 3 статьи 65.1 настоящего Федерального закона технические условия установки технических средств противодействия угрозам, а также требования к сетям связи.
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что Закон о связи не ограничивает операторов сети в возможности оказывать услуги связи без построения собственной сети связи, в том числе передав обязанности по оказанию услуг по договору субподряда либо путем аренды сетей связи, либо их части иного оператора связи.
Таким образом, Заказчик неправомерно предъявил к участникам закупки требование об оказании услуги на основе собственных оптоволоконных или медных кабельных линий связи, что нарушает требование ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В связи с тем, что 17.04.2023 г. контракт заключен, предписание не выдается.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы проверки соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
4. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица о необходимости представить в срок до 28.09.2023 г. в адрес Кировского УФАС России следующую информацию:
- паспортные данные (серия и номер паспорта, дата и наименование органа, выдавшего паспорт, дата и место рождения, место регистрации, место фактического проживания);
- приказ о назначения на должность, должностную инструкцию;
- объяснения должностного лица.
Составление протокола об административном правонарушении в отношении должностного лица назначается на 05.10.2023 г. в 09 час. 30 мин., по адресу: по адресу: г. Киров, ул. К.Либкнехта, д.55, каб. 9.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Кировское УФАС России 8(8332) 23-16-46; e-mail: to43@fas.gov.ru).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 31 августа 2023 г. N 043/10/99-834/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023