Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя по доверенности ООО "Богородский молочный завод";
рассмотрев материалы МКУ Комбинат продовольствия и социального питания г Кирова о включении сведений об ООО "Богородский молочный завод" (далее - Победитель, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
29.08.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы МКУ Комбинат продовольствия и социального питания г Кирова о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Богородский молочный завод" в связи с уклонением от заключения контракта на поставку молока питьевого (извещение N 0140300040823001168).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 04.09.2023 г., стороны уведомлены надлежащим образом.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно представленным документам Заказчика установлено, что Победитель - ООО "Богородский молочный завод" в регламентированный срок не подписал проект контракта (до 28.08.2023 г. 23:59 ч.). 29.08.2023 г. Заказчиком был размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта. Представлено ходатайство с просьбой рассмотрения дела в отсутствии представителя.
Представитель ООО сообщил, что намерений уклоняться от заключения контракта у Победителя не было, в связи с действиями ответственного лица подписание контракта не состоялось в установленный срок, так как специалистом была допущена ошибка при определении крайнего срока для подписания контракта. 29.08.2023 г. ООО был подписан проект контракта, предварительно направлено Заказчику для согласования банковская гарантия ПАО "Сбербанк России" от 28.08.2023 г. N 23/0044/AST/КСБ/078181 на сумму 2 888 197,00 руб. Просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО от заключения контракта установлено следующее:
18.08.2023 Заказчиком на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru. размещено Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0140300040823001168 на поставку молока питьевого. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 959 300,00 рублей.
Согласно извещению, обеспечение исполнения контракта установлено в размере 2 888 197,00 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 25.08.2023 N 0140300040823001168 победителем запроса котировок в электронной форме предложена цена за единицу товара 59,50 рублей.
25.08.2023 года Заказчиком размещен проект контракта без своей подписи и направлен Победителю на подписание в срок до 28.08.2023 г. 23:59 ч.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, то такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта и заказчик, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В регламентированный Законом о контрактной системе срок Победителем закупки проект контракта не подписан, в связи с чем 29.08.2023 г. Заказчик признал ООО уклонившимся от заключения контракта.
29.08.2023 г. до признания ООО уклонившимся от заключения контракта, Победителем был подписан проект контракта, направлена на эл. почту Заказчика банковская гарантия (от 28.08.2023 г. N 23/0044/AST/КСБ/078181).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
Согласно Определению Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12 июля 2013 г. N ВАС-8371/13, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. б), в) п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Представитель ООО пояснил, что ответственный сотрудник не разобрался со сроками подписания контракта при проведении запроса котировок, ошибочно были рассчитаны сроки как для электронного аукциона.
Указанные пояснения не могут свидетельствовать о намерении уклонения Победителя от подписания контракта, и не подтверждают его недобросовестность.
Представленные в материалах дела документы ООО свидетельствуют об отсутствии умысла на уклонение от заключения контракта, что подтверждается подписанием проекта контракта, получением банковской гарантии ПАО "Сбербанк России" от 28.08.2023 г. N 23/044/AST/КСБ/078181.
Нарушение Победителем электронного аукциона своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии недобросовестного поведения со стороны ООО, не может являться основанием для включения сведений о таком лице в Реестр недобросовестных поставщиков.
ООО относится к субъектам малого предпринимательства, для которого участие в закупках представляет собой возможность стабильного продолжения осуществления предпринимательской деятельности, сохранив рабочие места. Согласно информации из ЕИС, Победитель является активным участником закупок и имеет более 75 контрактов, которые исполнены или находятся на стадии исполнения, в том числе с данным Заказчиком.
Учитывая представленные документы, информацию и пояснения ООО, Кировское УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО в Реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ Комбинат продовольствия и социального питания г Кирова в связи с уклонением ООО "Богородский молочный завод" от заключения контракта на поставку молока питьевого (извещение N 0140300040823001168), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 сентября 2023 г. N РНП 043/10/104-914/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023