Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя министерства здравоохранения Кировской области, по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "НЕВАРОСТМЕД",
У С Т А Н О В И Л А:
29.08.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "НЕВАРОСТМЕД" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку видеогастроскопа гибкого (извещение N 0340200003323012033).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку в КТРУ присутствует позиция, соответствующая потребности Заказчика.
Указывает, что фактически Заказчиком приобретается товар, который является системой эндоскопической визуализации (КТРУ 26.60.12.119-00000374), которая является сложным оборудованием и включается в себя комплектующие, которые приведены в описании объекта закупки.
Сообщает, что описанию объекта закупки соответствует товар одного производителя "ФУДЖИФИЛЬМ Корпорейшн", что противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Товар производителя Olympus не соответствует требованиям технического задания, поскольку у него отсутствует характеристика "Ультразвуковой метод очистки эндоскопа и кнопок клапанов подачи воздуха и воды, механизма отсоса, характеристика должна быть указана в эксплуатационной документации".
Рассмотрение жалобы назначено на 04.09.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представитель Заказчика пояснил, что при составлении технического задания Заказчик руководствовался характеристиками, которые соответствуют его потребности, что соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Описание объекта закупки было осуществлено в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указывает, что предметом закупки является видеогастроскоп гибкий и товары, функционально и технологически связанные с ним. При отсутствии всех комплектующих, указанных в техническом задании, использование товара не представляется возможным. При размещении закупки Заказчиком применен код ОКПД2 26.60.12.119, поскольку в КТРУ отсутствуют позиции, соответствующие предмету закупки, как по наименованию, так и по параметрам характеристик.
Сообщает, что в ходе осуществления подготовки к проведению закупки министерством здравоохранения Кировской области получено 5 коммерческих предложений о поставке товаров, соответствующих условиям технического задания и предлагающих к поставке товар двух производителей. Следовательно, доводы заявителя о том, что условиям технического задания соответствует товар только одного производителя, являются не обоснованными. Считает жалобу необоснованной.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, заслушав возражения Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
23.08.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку видеогастроскопа гибкого. Начальная (максимальная) цена контракта - 41 280 000,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется видеогастроскоп гибкий (код ОКПД2 26.60.12.119) в следующем комплекте: видеогастроскоп гибкий, видеопроцессор, стойка медицинская для аппаратуры, отсос эндоскопический.
Относительно довода о неприменении Заказчиком позиции, установлено следующее.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение данной нормы принято Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Код ОКПД2 - 26.60.12.119 включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019.
В соответствии с п. 6 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019).
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. а) п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, Каталог товаров, работ, услуг содержит единственную запись с наименованием "Видеогастроскоп гибкий" - 26.60.12.119-00000207, которая 30.01.2020 г. исключена из КТРУ.
Заказчик также пояснил, что в каталоге отсутствует позиция, соответствующая потребности Заказчика по ключевым характеристикам.
Таким образом, заказчик при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с указанием кода такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Исходя из того, что в каталоге товаров, работ, услуг отсутствует код КТРУ, который соответствовал бы потребности заказчика, описание объекта закупки осуществляется Заказчиком на основании ст. 33 Закона о контрактной системе и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Относительно довода о фактическом приобретении Заказчиком системы эндоскопической визуализации с позицией КТРУ 26.60.12.119-00000374, установлено следующее.
Согласно общей информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, по позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации" с кодом ОКПД2 26.60.12.119 и кодом вида медицинского изделия 271790 описана, в том числе следующим образом: "Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур".
При этом описание объекта закупки по позиции КТРУ 26.60.12.119-00000374 отсутствует.
Закупаемый Заказчиком товар имеет следующий комплект: видеогастроскоп гибкий, видеопроцессор, стойка медицинская для аппаратуры, отсос эндоскопический.
При рассмотрении жалобы представитель Заказника пояснил, что оборудование приобретается в рамках реализации национального проекта "Мероприятия по оснащению и переоснащению медицинским оборудованием медицинских организаций первичного звена здравоохранения на 2024 год". Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1379н от 28.12.2020 г. утвержден перечень оборудования для оснащения и переоснащения медицинских организаций при реализации региональных программ модернизация первичного звена здравоохранения. В соответствии с п. 94 установлен код вида медицинского изделия, который подлежит закупке, и который не может быть изменен Заказчиком, а именно: 179420 "Видеогастроскоп гибкий".
Таким образом, учитывая, что жалоба не содержит доказательств, свидетельствующих, что закупаемый Заказчиком товар фактически является системой эндоскопической визуализации, а также учитывая требования Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации N 1379н от 28.12.2020 г. к коду вида медицинского изделия, довод Заявителя не обоснован.
Относительно довода об описании объекта закупки таким образом, что совокупность установленных характеристик соответствует товару единственного производителя, установлено следующее.
При рассмотрении жалобы представитель Заказника пояснил, что в жалобе заявитель указывает на то, что оборудование, производимое компанией Olympus, не соответствует условиям технического задания по параметрам, однако, представленная в материалы дела инструкция доказывает обратное. Товар производителя Olympus соответствует требованиям технического задания, в том числе по характеристике "Ультразвуковой метод очистки эндоскопа и кнопок клапанов подачи воздуха и воды, механизма отсоса, характеристика должна быть указана в эксплуатационной документации".
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 5 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК. Анализ представленных коммерческих предложений показал, что потенциальными участниками спорной закупки предлагается товар двух производителей, что опровергает довод Заявителя. Кроме того, по результатам проведенного электронного аукциона на участие в закупке подано две заявки. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "НЕВАРОСТМЕД" на действия Заказчика - министерство здравоохранения Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку видеогастроскопа гибкого (извещение N 0340200003323012033).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 сентября 2023 г. N 043/06/106-913/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023