Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов Комиссии: Осташовой Е.Э. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от заказчика - Королева К.А., Рыбякина В.В., Устиновой Н.Н.;
от уполномоченного учреждения - Баженовой О.В.,
рассмотрев жалобу Публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388) на положения извещения - утвержденное Министерством архитектуры и градостроительства Сахалинской области (ИНН 6501281730) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по созданию цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности с предоставлением неисключительных прав на соответствующее программное обеспечение и его инсталляции" (извещение N 0361200015023004807) (далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
29.08.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Рассмотрение вышеуказанной жалобы назначено на 04.09.2023 в 11 часов 00 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 431) картография - область отношений, возникающих в процессе научной, образовательной, производственной и иной деятельности по изучению, созданию, использованию, преобразованию и отображению пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем.
ГОСТ 28441-99 "Межгосударственный стандарт. Картография цифровая. Термины и определения" содержит следующие термины и определения:
- цифровое картографическое моделирование: Процесс создания и использования цифровых картографических моделей;
- тематическая цифровая модель: Цифровая картографическая модель, содержащая данные об объектах тематического картографирования и их характеристиках.
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 52440-2005 "Модели местности цифровые. Общие требования" цифровые модели местности входят составной частью в информационное обеспечение географических информационных систем, систем автоматизированного создания и ведения кадастров различного назначения, систем навигации и позиционирования.
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 52440-2005 "Модели местности цифровые. Общие требования" для формирования цифровых моделей местности используют методы и средства, обеспечивающие создание таких пространственных данных, которые обеспечивают соответствие модели требованиям настоящего стандарта.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 52440-2005 "Модели местности цифровые. Общие требования" одним из предпочтительных методов и средств создания цифровых моделей местности является цифровая фотограмметрическая обработка материалов аэросъемки и космической съемки.
Созданные цифровые фототекстурированные модели местности проходят экспертизу результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну на основании приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 29.12.2020 N П/0496 "Об установлении Порядка подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну" (далее Приказ N П/0496).
В своей жалобе заявитель не оспаривает положение технического задания о проведении экспертизы материалов цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности в Управлении Росреестра по Сахалинской области в соответствии с приказом Росреестра N П/0496 с целью установления грифа материалов - "Для открытого опубликования".
Таким образом, ОКПД 2:63.11.11.000 - Услуги по обработке данных, не может относиться к процессу создания цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности, так как создание цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности является результатом картографических работ и такие результаты проходят соответствующую экспертизу в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 431 - ФЗ и приказа N П/0496.
Для создания цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности на основе аэрофотосъемки в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 431 и приказа N П/0496, ГОСТ 28441-99 "Межгосударственный стандарт. Картография цифровая. Термины и определения", ГОСТ Р 52440-2005 "Модели местности цифровые. Общие требования" необходима компетенция в сфере картографических работ.
Заказчиком не осуществлялось объединение в один лот разных видов работ. Создание цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности на основе аэрофотосъемки является непосредственным результатом картографических работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона N 431-ФЗ, при осуществлении картографической деятельности выполняются картографические работы по сбору и обработке пространственных данных в целях обеспечения возможности их последующего отображения на планах, картах и в атласах (в том числе в электронной форме), включая фотограмметрические и топографические работы, в том числе работы по созданию специальных и топографических карт и (или) планов или иных картографических материалов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 5.3 ГОСТ Р 52440-2005 "Модели местности цифровые. Общие требования" при формировании цифровых моделей местности используются положения ГОСТ Р 51605-2000 "Карты цифровые топографические. Общие требования", стандартизующего создание следующих классов пространственных объектов: математическая основа; опорные пункты; рельеф суши; гидрография и гидротехнические сооружения; населенные пункты; промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты; дорожная сеть и дорожные сооружения; растительный покров и грунты; границы, ограждения и прочие объекты; подписи собственных названий объектов.
Создание цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 22 Федерального закона N 431-ФЗ и приказа N П/0496, ГОСТ 28441-99 "Межгосударственный стандарт. Картография цифровая. Термины и определения", ГОСТ Р 52440-2005 "Модели местности цифровые. Общие требования" является результатом картографической деятельности и в соответствии с ГОСТ Р 52440-2005 "Модели местности цифровые. Общие требования" и ГОСТ Р 51605-2000 "Карты цифровые топографические. Общие требования" непосредственно связано с созданием и (или) обновлением государственных топографических карт или государственных топографических планов.
Таким образом, требование Заказчика к наличию у участника закупки лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности является обоснованным и законным.
Также заявитель указывает, что в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 6 от 16.01.2012 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация планирования использования воздушного пространства Российской Федерации" (далее Приказ N 6) для проведения аэрофотосъемки необходимо как минимум получить следующие разрешения:
- разрешение на съемку Генерального штаба вооруженных сил РФ.
-разрешение территориальных органов безопасности ФСБ. Письмо в УФСБ РФ должно сопровождаться: копией директивы Генерального штаба ВС РФ.
- разрешение на съемку оперативного управления штаба военного округа, в зоне ответственности которого находится снимаемый объект. Письмо должно сопровождаться: копией директивы Генерального штаба ВС РФ.".
При этом в приказе N 6 отсутствуют требования по получению для проведения аэрофотосъёмки разрешений Генерального штаба вооруженных сил Российской Федерации, территориальных органов безопасности Федеральной службы безопасности Российской Федерации, штабов военных округов.
Получение Исполнителем разрешений Генерального штаба ВС РФ, штабов военных округов, ФСБ РФ на проведение аэрофотосъемочных работ осуществляется в соответствии с дополнением "Об особенностях производства аэросъемочных работ в районах особо важных или особорежимных промышленных и режимных военных объектов" (ПАРО-90) к Инструкции по определению и обеспечению секретности топографо-геодезических, картографических, гравиметрических, аэросъемочных материалов и материалов космических съемок на территорию СССР (СТГМ-90) на основании запроса с приложением необходимого перечня документов.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 59) обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации":
предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Таким образом, запрос на разрешение на проведение аэрофотосъемочных работ не является в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 59 предложением, заявлением или жалобой, а требования Федерального закона N 59 не распространяются на процедуру получения разрешений Генерального штаба ВС РФ, штабов военных округов, ФСБ РФ на проведение аэрофотосъемочных работ.
Также, получение разрешений органов местного самоуправления Сахалинской области на проведение аэрофотосъемочных работ осуществляется в соответствии с муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления:
Постановление Администрации Поронайского городского округа от 30.12.2019 N 1446 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации";
Постановление Администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" от 25.12.2020 N 776 "Об утверждении административного регламента о предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации";
Постановление Администрации Анивского городского округа от 10.11.2020 N 2106-па "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации";
Постановление Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" от 01.09.2020 N 738-па "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадки (взлета) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации";
Постановление Администрации Корсаковского городского округа от 27.04.2021 N 596 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации";
Постановление Администрации города Южно-Сахалинска от 05.03.2021 N 604-па "Об утверждении административного регламента администрации города Южно-Сахалинска предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над территорией городского округа "Город Южно-Сахалинск", а также посадку (взлет) на расположенные в границах городского округа "Город Южно-Сахалинск" площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации";
Постановление Администрации Невельского городского округа от 27.07.2020 N1034 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полётов воздушных судов, полётов беспилотных воздушных судов (за исключением полётов беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой менее 0,25 кг), подъёма привязных аэростатов над населёнными пунктами, а также посадку (взлёт) на расположенные в границах населённых пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации";
Постановление Администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" от 15.03.2021 N 103 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъема привязных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов городского округа "Александровск-Сахалинский район" площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации".
Таким образом, изучив представленную информацию, Комиссия пришла к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388) на положения извещения - утвержденное Министерством архитектуры и градостроительства Сахалинской области (ИНН 6501281730) при проведении открытого конкурса в электронной форме по объекту: "Оказание услуг по созданию цифровых фототекстурированных трехмерных моделей местности с предоставлением неисключительных прав на соответствующее программное обеспечение и его инсталляции" (извещение N 0361200015023004807) - необоснованной.
Председатель комиссии: М.В. Силичев
Члены комиссии: Е.Э. Осташова
Ил Дя Ким
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 сентября 2023 г. N 065/06/106-602/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023