Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. - Руководитель Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
рассмотрев жалобу ИП Тунаева А.П. (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан открытого конкурса в ЭФ N 0103200008423002196 "Комплексное оснащение оборудованием кабинета технологии объектов: Общеобразовательная организация в с. Герейханова Сулейман-Стальского района Республики Дагестан, "Общеобразовательная организация на 500 уч. мест в с. Хурик Табасаранского района Республики Дагестан" и "Общеобразовательная организация на 100 ученических мест в с. Батыр-Мурза Ногайского района Республики Дагестан"" (далее - Конкурс),
в присутствии представителей:
Заявителя - Омарова И.М. (по доверенности),
Заказчика - Муртазалиева Г.М. (по доверенности); Зайнукова М.М. (по доверенности),
в отсутствии представителей иных сторон (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
23.07.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок..
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
05.07.2023 Уполномоченным органом в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 370 670,00 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчик незаконно объединил 53 позиции в один лот под один код ОКПД2 43.29.19.190 Работы монтажные прочие, не включенные в другие группировки, чтобы выбрать способ определения поставщика в виде открытого конкурса. При этом почти у каждой позиции лота есть своя позиция в КТРУ, которой Заказчик не воспользовался.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Указывая на неправомерность выбранного кода ОКПД2, Заявитель приводит доводы относительно необходимости выбора иного кода ОКПД2, соответствующего объекту закупки и как следствие определяющего способ определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что согласно извещению об осуществлению закупки Заказчиком указано несколько кодов ОКПД - 43.29.19.190 и 32.99.53.110. Заказчиком указан основной ОКПД 43.29.19.190 и на все 53 товара соответствующий код.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД2 осуществляемых закупок, Закон о контрактной системе не регламентируют правила отнесения тех или иных товаров, работ, услуг к конкретному коду ОКПД2.
Кроме того, как следует из письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 февраля 2016 года N Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД 2 максимально объективно описывающий объект закупки.
Таким образом, Заказчик, определяя коды ОКПД2, должен указывать наиболее подходящие по объекту закупки
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии, код ОКПД2 определен Заказчиком в соответствии с потребностью заказчика и соответствует объекту закупки, в связи с чем данный довод жалобы признается необоснованным.
Относительно не применения обязательных характеристик согласно КТРУ, представитель Заказчика сообщил, что перечень необходимых характеристик применены из позиции КТРУ максимально необходимые Заказчику.
Кроме того, представитель Заявителя ни на заседании Комиссии, ни в составе жалобы не указал какие именно характеристики не установлены Заказчиком при описании объекта закупки согласно каталогу КТРУ.
При таких обстоятельствах, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме вместо электронного аукциона.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно части 6 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р утвержден "Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Перечень).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что объектом закупки является оказание услуг по оснащению оборудованием кабинета технологии объектов: Общеобразовательная организация в с. Герейханова Сулейман-Стальского района Республики Дагестан, "Общеобразовательная организация на 500 уч. мест в с. Хурик Табасаранского района Республики Дагестан" и "Общеобразовательная организация на 100 ученических мест в с. Батыр-Мурза Ногайского района Республики Дагестан"
Заказчик проводит услугой по оснащению, т.к. чтобы Исполнитель (поставщик) обеспечил не только поставку и сбору товаров, но и монтаж в определенные для них места.
Кроме того, в Техническом задании указано, в рамках исполнения контракта Исполнитель обязан осуществить мероприятия по доставке, разгрузка, такелаж до места установки, сборка, монтаж, расстановка.
В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, доводы жалобы.
Заявителем не представлены доводы, свидетельствующие о нарушении указанными действиями Заказчика норм Закона о контрактной системе и ограничивающие количество участников закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Заявителя признать не обоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 июля 2023 г. N 005/06/106-1744/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2023