Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова А.Ш. - Главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Муртазалиевой К.Р. - Ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
рассмотрев жалобу ИП Тунаева А.П. (далее - Заявитель) на действия ГКУ РД "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗЧИКА-ЗАСТРОЙЩИКА" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан открытого конкурса в ЭФ N 0103200008423002417 "Поставка оборудования для пищеблока на объектах: "Общеобразовательная организация на 500 уч. мест в с. Хурик Табасаранского района Республики Дагестан" и "Общеобразовательная организация на 320 уч. мест в с. Охли Левашинского района Республики Дагестан"." (далее - Конкурс),
в присутствии представителей:
Заявителя - Омарова И.М. (по доверенности),
Заказчика - Муртазалиева Г.М. (по доверенности); Зайнукова М.М. (по доверенности),
в отсутствии представителей иных сторон (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
03.08.2023 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В жалобе указывается на несоответствие извещения об осуществлении закупки требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок..
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
19.07.2023 Уполномоченным органом в Единой информационной системе, а также на сайте Оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 504 610,00 рублей.
Согласно доводу Заявителя, критерии оценки заявок на участие в Конкурсе установлены с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положения).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Пунктом 24 Положений установлено, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно подпункту "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров
Согласно пп. "в" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
Согласно пп. "г" п. 31 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в критериях оценки заявок по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" неправомерно требует описание всех видов работ, описание технологии производства работ, описание контроля качества выполнения работ, описание используемого оборудования и машин, описание необходимых трудовых ресурсов по каждому виду работ, описание всех используемых и поставляемых товаров (материалов) и соответствия всех товаров (материалов) государственным стандартам и нормам.
Конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Характеристика N1: дополнительное описаниепоставляемых товаров1
|
40 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
Характеристика N2: Указание соответствия государственным стандартам |
10 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
Характеристика N3: описание функциональных свойств поставляемых товаров |
20 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
Характеристика N4: Описание экологических характеристик материалов товаров |
30 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки в соответствии с пп. 22, 23 Положения.
|
|||||||
1дополнительное описание - предоставление дополнительных, не указанных в описании объекта закупки характеристик из государственных стандартов и/или иных технических документов. Характеристика объекта закупки (применительно в отношении каждой характеристики N1-N4) отсутствует в заявке в случае: - в случае не предоставления информации по характеристике объекта закупки (не предоставления информации по разделу); - в случае предоставления информации по характеристике объекта закупки, но не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом; - в случае предоставления информации без привязки к объекту; - в случае наличия несоответствие условиям извещения и требованиям, установленным нормативно-техническими документами. |
По мнению Заявителя, установленная шкала оценок является непропорциональной, поскольку она не позволяет выявить лучшее предложение, т.к. не понятно, что Заказчик подразумевает под "предложение о качественных характеристиках объекта закупки представлено не в полном объеме".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данное положение порядка оценки позволяет объективно сопоставить предложения участников Конкурса, определить лучшее предложение и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Положениям. Согласно п.22 ПП РФ N 2604. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Далее в пункте 23 указанного Постановления Правительства РФ: Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки): Количество баллов в соответствии с критериями оценки заявок зависит от Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" содержит описание технологии выполнения работ в полном объеме - 100 баллов, Предложение о качественных характеристиках объекта закупки", содержит описание технологии выполнения работ не в полном объеме, либо не содержит описание технологии выполнения работ. При этом, в данных критериях четко указано, что является в полном объеме, что не в полном, а что отсутствием".
Таким образом, из содержания вышеуказанных критериев оценки следует, что при наличии характеристики объекта закупки участник получает 100 баллов; при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов. При этом, Заказчиком прописано, что характеристика объекта закупки отсутствует в заявке в случае в случае не предоставления информации по характеристике объекта закупки (не предоставления информации по разделу);
- в случае предоставления информации по характеристике объекта закупки, но не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом;
- в случае предоставления информации без привязки к объекту;
- в случае наличия несоответствие условиям извещения и требованиям, установленным нормативно-техническими документами.
Таким образом, дополнительным описанием Заказчик раскрыл содержание предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки, при котором участник получает 0 баллов. При этом, в Порядке оценке данная характеристика не раскрыта, что привело к неоднозначному пониманию при котором участнику закупки присваиваются баллы.
Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки заявок участников закупки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является необъективным, поскольку не позволяет выявить лучшее предложение участников Конкурса путем сопоставления представленных сведений участниками закупки.
В связи с изложенным действия Заказчика ненадлежащим образом установивших порядок оценки нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что был подан запрос о даче разъяснений положений Извещения следующего содержания: "В II. Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке в п.2 "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в "Предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки" указано :
Значения количества баллов, присваиваемые участникам закупки |
Предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки |
100 баллов |
содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки |
0 баллов |
при отсутствии характеристики объекта закупки |
А в разделе III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа в п.2 указано:
Характеристика объекта закупки (применительно в отношении каждой характеристики N1-N4) отсутствует в заявке в случае:
- в случае предоставления информации по характеристике объекта закупки, но не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом
Будет ли представлено 0 баллов в случае предоставления информации по характеристике объекта закупки, но не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом так как при отсутствии характеристики объекта закупки ?
Ответ:
в случае предоставления информации по характеристике объекта закупки, но не в полном объеме, т.е. предоставление не всей информации, не всех сведений, предоставление которых предусмотрено данным разделом участнику будет присвоено 0 баллов".
Следовательно, в ответе на запросе разъяснения положения Извещения участникам закупки даны разъяснения относительно вопроса указанного в жалобе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика), предписание не выдавать.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.Г. Магомедов
Члены Комиссии: А.Ш. Магомедов
К.Р. Муртазалиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 9 августа 2023 г. N 005/06/106-1887/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2023