На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения
ТУ Росимущества в г. Москве законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: закупки у единственного поставщика на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации (реестровые N 100201613123100032 100201613123100034, 100201613123100033).
Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления)
проведена внеплановая проверка посредством видеоконференцсвязи в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.А. Полякова - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
К.А. Щенковой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченных представителей ТУ Росимущества в г. Москве: А.В. Янусовой (доверенность N 77-18/330 от 12.01.2023), ООО "Единая информационная система 229": О.А. Артемьевой (доверенность N б/н от 01.03.2023), С.А. Сахарова (доверенность N б/н от 27.01.2023),
УСТАНОВЛЕНО:
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - ТУ Росимущества в г. Москве (далее - Заказчик) при проведении закупок у единственного поставщика на оказание услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, на территории Российской Федерации (реестровые N 100201613123100032 100201613123100034, 100201613123100033).
Согласно доводам обращений размещенные извещения о проведении закупочных процедур не соответствуют Постановлению Государственной Думы об отклонении законопроекта от 21.03.2023 года - Законопроект 1112339-7, а также постановлению суда апелляционной инстанции по делу А40-8890/23 от 31.03.2023.
Так, в соответствии с п.1.5 проектов государственных контрактов: "Услуги оказываются дистанционно, посредством электронной торговой площадки (далее - ЭТП), регламентированной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N 1447 "Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ", в отношении имущества, находящегося на территории города Москвы (в том числе Новая Москва).
Заявитель на заседании Комиссии Управления поясняет, что торги по реализации арестованного имущества могут проводиться на неограниченном количестве электронных площадок ввиду отсутствия нормативного регулирования порядка проведения электронных торгов в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и в Федеральном законе от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласившись с доводами пояснил, что оспариваемые положения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, Заказчик действует в правовом поле, в рамках которого вправе включать в условия государственного контракта (проекта контракта) те, которые будут способствовать получению максимально качественного результата оказанной услуги.
Во исполнение требований ст.33 Закона о контрактной системе в целях минимизации возможных нарушений законодательства Российской Федерации Заказчик в п.1.5 контрактов установил обязательным условием исполнения контракта размещение организатором торгов публикаций о торгах на электронных торговых площадках из перечня, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N1447 "Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N223-ФЗ".
Вместе с тем относительно несоответствия оспариваемого положения Постановлению Государственной думы об отклонении законопроекта от 21.03.2023 (законопроект N1112339-7), представитель Заказчика пояснил, что данное Постановление не является действующим нормативно-правовым актом Российской Федерации, а лишь отклоняет проект федерального закона, в котором прописана обязанность Организатора торгов использовать площадки, указанные в п.1.5 проектов государственных контрактов. Однако отклонение данного законопроекта не тождественно запрету на установление подобного требования.
Решение суда по делу А40-8890/23 от 31.03.2023, которое по заявлению
ООО "ЕИС 229" указывает на несоответствие требований к проекту контракта закупочных процедур N 100201613123100032, 100201613123100033, 100201613123100034, вынесено по иной закупке территориального управления, а именно по закупке с извещением N 0173100008822000016 от 29.12.2022.
Комиссия Управления отмечает, что исходя из Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемое положение государственного контракта не является исключительно гражданско-правовым условием исполнения обязательств, поскольку касается публичного порядка проведения торгов. Публичный характер некоторых условий государственного контракта также подтверждается тем, что его положения определяют порядок проведения публичных торгов, а именно действий организатора торгов как лица, обремененного публично-правовой обязанностью по реализации имущества на торгах, проводимых в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом.
С учетом отсутствия в действующим законодательстве прямого запрета на указание торговых площадок при проведении торгов по реализации арестованного имущества установление Заказчиком условия о проведении торгов на площадках из перечня, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. N 1447 не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в том числе и положения ст.33 Закона о контрактной системе.
При этом, приводимая Заявителем в обоснование своей правовой позиции практика суда отклоняется Комиссией Управления как сформировавшаяся по иным, отличным от рассматриваемого, делам, на основании иных конкретных фактических обстоятельств дела, а потому указанная практика не имеет для настоящего спора ни общеобязательного (ст. 16 АПК РФ), ни преюдициального (ст. 69 АПК РФ) значения.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов обращений.
Также Заявитель указал, что в соответствии с извещением закупочной сессии N 100201613123100032, 100201613123100033, 100201613123100034 тип закупок осуществлен по п. 4 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Вместе с тем согласно ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки.
Таким образом Заказчик не имел право проводить закупочную сессию на закупку услуг, так как такая закупка не предусмотрена ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать:
предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знак
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.93 Закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 ч.12 ст.93 Закона о контрактной системе, закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемые закупочные процедуры проводились на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления отмечает, что п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе предусматривает условие о том, что осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму должно не превышать шестисот тысяч рублей, при этом ч.12 ст.93 Закона о контрактной системе указывает, что закупка товара на сумму, не превышающую пяти миллионов рублей, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Заказчика.
Также Заявитель заявил довод о возможных нарушениях в действиях ТУ Росимущества в городе Москве в части признания заявок ООО "Единая Информационная система 229" несоответствующими требованиям закупочных документаций.
Согласно Регламенту функционирования единого агрегатора торговли (версия от 25.04.2023, утв. Приказом АО "РТ-Проектные технологии" от 25.04.2023 N 24) (далее - Регламент) функцией (ЕАТ) Берёзка является автоматизация процессов заключения контрактов и договоров в соответствии со ст.93 Закона о контрактной системе, не являющихся электронными закупками в понимании положений ст.24.1 Закона о контрактной системе.
При этом, Законом о контрактной системе не регламентирован порядок описания объекта закупки, а также порядок рассмотрения заявок, поданных на участие в закупках, осуществляемых в соответствии с пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (в том числе с использованием информационных систем, обеспечивающих их автоматизацию).
На основании изложенного, у Комиссии Управления отсутствуют основания для вывода о наличии нарушений законодательства о контрактной системе, и, как следствие, принятия мер реагирования в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Изучив представленные документы и материалы, в соответствии с ч. 15 и ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. В действиях Заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе не выявлены.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления |
|
К.А. Щенкова
И.А. Поляков |
Исп.Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 августа 2023 г. N 077/06/99-11230/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023