Резолютивная часть решения оглашена 05 сентября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 07 сентября 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
Заказчика - Администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики, представителей по доверенностям,
подрядчика - индивидуального предпринимателя <_> - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики (далее - Заказчик), о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об индивидуальном предпринимателе <_>,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 29.08.2023 поступило обращение Администрации Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об индивидуальном предпринимателе <_> (далее - ИП <_>) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
22.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000522006213 о проведении электронного аукциона на проведение ремонта дороги на улицу Гвардейская д.Коснары Чебоксарского района Чувашской Республики (переход через овраг), с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 7 910 438,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 01.07.2022 N ИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 1 (ИП <_>) признана победителем электронного аукциона с предложением о цене контракта в размере 7 910 438,00 рублей.
11 июля 2022 года между Администрацией Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики и ИП <_> заключён государственный контракт N 12 на проведение ремонта дороги на улицу Гвардейская д.Коснары Чебоксарского района Чувашской Республики (переход через овраг) (далее - Контракт, Объект), в соответствии с которым Подрядчик взял на себя обязательства выполнить работы, а Заказчик - принять и оплатить выполненные работы.
Цена контракта составила 7 910 438,00 (семь миллионов девятьсот десять тысяч четыреста тридцать восемь) рублей 00 копеек.
Сроки начала работ по Контракту: с даты заключения муниципального контракта. Сроки завершения работ: по 15 ноября 2022 года.
В соответствии с пунктом 4.5 Контракта подписанные Заказчиком и Подрядчиком документ о приемке выполненных работ, акты о приемке выполненных работ по форме NКС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, предоставляемые Подрядчиком Заказчику в порядке, предусмотренном настоящим разделом Контракта, являются основанием для оплаты Подрядчику выполненных работ.
В соответствии с пунктом 4.8 Контракта по итогам выполненных работ Подрядчик в целях оформления документа о приемке выполненных работ в установленный пунктом 4.2 Контракта срок формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке поставленного товара с приложением к нему актов о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3 в форме электронных образов бумажных документов.
В соответствии с пунктом 4.10. Контракта Заказчик либо приемочная комиссия, в случае создания такой, в течение 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документов о приемке, указанных в пункте 4.8 Контракта, осуществляет в соответствии с положениями раздела 10 Контракта экспертизу выполненных работ.
Согласно пункту 4.10.1 Контракта по результатам проведенной экспертизы Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документы о приемке, указанные в пункте 4.8 Контракта, или формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документов о приемке, указанных в пункте 4.8 Контракта, с указанием причин такого отказа.
Согласно пункту 4.14. Контракта внесение исправлений в документы о приемке, указанные в пункте 4.8 Контракта, оформленные в соответствии с настоящим разделом, осуществляется путем формирования, подписания усиленными электронными подписями лиц, имеющих право действовать от имени Подрядчика, Заказчика, и размещения в ЕИС исправленных документов о приемке.
Пунктом 5.1. Контракта Подрядчик гарантирует качество выполнения работ в соответствии с действующими нормами и техническими условиями, своевременное устранение недостатков, выявленных при приемке работ.
Пунктом 5.2. Контракта Гарантия качества выполняемых работ, в том числе на используемые в работе материалы, предоставляется в полном объеме, подтверждает соблюдение технологии производства, действующих норм и правил и составляет 24 месяца с момента подписания Заказчиком документов о приемке, указанных в пункте 4.8 Контракта.
Согласно пункту 5.3. Контракта Если в период гарантийного срока обнаружатся недостатки или дефекты, то Подрядчик обязан устранить их за свой счет в сроки, согласованные Сторонами и зафиксированные в акте с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения. Гарантийный срок в этом случае соответственно продлевается на период устранения дефектов.
Согласно пункту 9.3. Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12.1 Контракта настоящий Контракт действует с момента подписания его Сторонами по 31.12.2022.
На момент окончания срока выполнения работ Подрядчиком были выполнены земляные работы, документы о приемке выполненных работ в адрес Заказчика не направлены, работы фактически не завершены. Приемка и оплата отдельного этапа по контракту не осуществлялась.
В адрес Подрядчика направлялись претензионные письма от 05.10.2022 N 01/02-04-36; от 28.11.2022 N 01/02-04-49;
26.05.2023 документы о приемке направлены в адрес Заказчика, подписаны Заказчиком 30.05.2023.
В адрес Подрядчика направлено требование об уплате пени в связи с нарушением сроков выполнения работ на сумму 372 701,02 руб. На указанные требование Подрядчик потребовал списание пени в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783 "О списании начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом" (с изменениями и дополнениями) ввиду того, что размер пени не превышают 5 % цены контракта.
Установлено, что Заказчиком проведена экспертиза с привлечением экспертной организации (Общества с ограниченной ответственностью "ПИ "Волгастройпроект") результатов выполненных работ по Контракту Подрядчиком. Экспертами установлено следующее:
В ходе строительно-технической экспертизы объекта, инженерной группой ООО "ПИ" Волгастройпроект" выявлены следующие допущенные нарушения, которые кардинально влияют на устойчивость и прочность возводимой насыпи дороги:
- не выполнено уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу весом 25 т на первый проход по одному следу при толщине слоя 0,60;
- не выполнено устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне сплошной;
- не выполнена планировка откосов и полотна насыпи механизированным способом, группа грунтов 2;
- не выполнено укрепление земляных откосов после механизированной планировки с применением <ГЕОВЕБ> с последующей засыпкой грунтом.
В процессе исследования установлено, что объем выполненных работ по Контракту, соответствующих нормативным требованиям, составляет в сумме 2 803 688 (два миллиона восемьсот три тысячи шестьсот восемьдесят восемь) руб. 00 коп.
Таким образом, по результатам проведения исследования установлено, что дорога находится в аварийном состоянии, Подрядчиком некачественно выполнены работы по контракту, результаты которых делают непригодным для использования дорогу на улицу Гвардейская д. Коснары Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В связи с тем, что по состоянию на 15.08.2023 работы Подрядчиком в полном объеме не выполнены, что подтверждается проведенной экспертизой, Заказчиком 15.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика вступило в законную силу 26.08.2023, и с этой даты Контракт считается расторгнутым.
Поскольку до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Поставщиком предусмотренные контрактом обязательства не исполнены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Частью 1 статьи 720 ГК РФ предусмотрено, что Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
В соответствии с частью 4 статьи 720 ГК РФ Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срок по их обнаружении.
Согласно части 5 статьи 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза. Расходы на экспертизу несет подрядчик, за исключением случаев, когда экспертизой установлено отсутствие нарушений подрядчиком договора подряда или причинной связи между действиями подрядчика и обнаруженными недостатками. В указанных случаях расходы на экспертизу несет сторона, потребовавшая назначения экспертизы, а если она назначена по соглашению между сторонами, обе стороны поровну.
В соответствии с частью 3 статьи 723 ГК РФ если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В своих доводах представитель ИП <_> сообщает, что пунктом 4.5 Контракта подписанные Заказчиком и Подрядчиком документ о приемке выполненных работ, акты о приемке выполненных работ по форме NКС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме NКС-3, предоставляемые Подрядчиком Заказчику в порядке, предусмотренном настоящим разделом Контракта, являются основанием для оплаты Подрядчику выполненных работ.
Указанными действиями Заказчик фактически принял выполненные Подрядчиком работы в полном объеме.
Принятое решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения муниципального контракта противоречит нормам абз. 1 п. 3 ст. 425 ГК РФ, в соответствии с которым окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Направленное решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта заявлено по истечении срока для отказа от приемки выполненных работ, так как они приняты Заказчиком.
Комиссия не может согласиться с указанными доводами подрядчика в силу следующего:
Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Согласно пункту 4.10.1 Контракта по результатам проведенной экспертизы Заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документы о приемке, указанные в пункте 4.8 Контракта, или формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документов о приемке, указанных в пункте 4.8 Контракта, с указанием причин такого отказа.
Согласно экспертному заключению о проведении строительно-технической экспертизы объекта "Ремонт дороги на улицу Гвардейская д.Коснары Чебоксарского района Чувашской Республики (переход через овраг)" от 04.07.2023 в ходе изучения проектной документации и проведения инструментального измерения объемов работ и лабораторного испытания качества выполненных работ инженерная группа ООО "ПИ"Волгастройпроект" пришла к выводу о том, что выполненные работы по ремонту дороги на улицу Гвардейская д. Коснары Чебоксарского района Чувашской Республики (переход через овраг) не соответствуют требованиям к качеству, техническим характеристикам работ на соответствие установленных в процессе исследования результатов с данными изложенными в представленных заказчиком документах и локальной смете по условиям требований к муниципальному контракту N 12 от 11.07.2022.
Согласно проведенной экспертизе по вопросу "Дать оценку качества выполненных работ в соответствии лабораторных и инструментальных измерений" указано:
1. На момент проведения исследования установлено, что дорога находится в аварийном состоянии.
2. Для устранения аварийного состояния и нарушений допущенных при возведении земполотна насыпи, необходимо выполнить работы по демонтажу части отсыпанного грунта насыпи.
3. Устройство портальных стен на входном и выходном оголовке трубы не соответствует СП 79.13330.2012 по качеству выполненных работ.
По вопросу "Определить, соответствуют ли фактические объемы выполненных работ по ремонту автодороги проектной документации, рабочему проекту, исполнительной документации и актам выполненных работ?" указано:
1. Принятые по Акту N 1 без даты периода приемки выполненных работ, в объеме грунта 2 группы в количестве 25 200 м3, для засыпки насыпи (перехода через овраг), с вывозкой грунта автомобилями самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера на расстояние до 8 км, не соответствует полученным результатам строительно-технической экспертизы.
2. Фактический общий объем выполненных земляных работ подрядчиком составляет 25 562 м3, в т.ч. по выемке грунта с резерва в объеме 4 581 м3. Вывозка грунта автомобилями самосвалами грузоподъемностью 10 т, работающих вне карьера на расстояние до 6 км составляет 20 981 м3.
3. Для устранения аварийного состояния дороги и допущенных технологических нарушений необходимо выполнить работы по демонтажу части отсыпанного грунта насыпи в объеме 11 045,0 м3.
По вопросу "Провести анализ отремонтированного участка дороги на соответствие сметной документации" указано:
1. Стоимость выполненных работ по ремонту дороги на улицу Гвардейская
д. Коснары Чебоксарского районе Чувашской Республики (переход через овраг) не соответствует сметной документации.
2. Не выполнены объемы работ предусмотренные в локальной смете: уплотнение грунта прицепными катками на пневмоколесном ходу весом 25 т на первый проход по одному следу; устройство прослойки из нетканого синтетического материала (НСМ) в земляном полотне сплошной; планировка откосов и полотна насыпи механизированным способом, группа грунтов 2 и укрепление земляных откосов после механизированной планировки с применением <ГЕОВЕБ> с последующей засыпкой грунтом.
3. Затраты необходимые для устранения аварийного состояния дороги и допущенных технологических нарушений, составляет в сумме 5 106 750 руб.
4. Объем выполненных работ соответствующих нормативным требования установленных в процессе исследования, составляет в сумме 2 803 688 руб.
По вопросу "Изучить и проанализировать исполнительную документацию подрядчика, представленную заказчиком, на полноту и правильность оформления, в соответствии требованиям приказа Ростехнадзора РФ РД-11-02-2006." указано:
1. Полнота и правильность оформления исполнительной документации подрядчика не соответствует условиям по нормативному требованию.
2. Акты освидетельствования скрытых работ оформлены с нарушением, лицо осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля и лицо, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию не могут быть одним лицом
3. Акт освидетельствования скрытых работ не соответствует предмету предъявляемой работе. Для устройство оснований и покрытий дорожной одежды составляется Акт освидетельствования ответственных конструкций.
4. К акту освидетельствования скрытых работ N 5 от 22.11.2022г.не приложены документы операционного и приемочного контроля:
- Акт пробной укатки подошвы насыпи;
- Ведомости уплотнения грунта земполотна;
- Карты (захватки) уплотнения грунтов в насыпях проходов катка;
- План с размерами по высоте насыпей засыпок видами отсыпаемых грунтов (через 2-4 м);
- Протокола испытаний грунта;
Следовательно, Заказчик не мог принимать работы, не соответствующие условиям Контракта. Таким образом, действия Заказчика по подписанию акта о приемке выполненных работ N 1 от 29.12.2022 (Исправление N 2 от 26.05.2023) противоречат положениям пункта 4.10.1 Контракта, а также части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 9.6 Контракта Заказчик вправе провести экспертизу выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с пунктом 9.7 Контракта, если Заказчиком проведена экспертиза выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненных работ в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о правомерности принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, согласно определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241, само по себе окончание срока действия контракта не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность включения сведений о недобросовестном поставщике в Реестр, поскольку в силу пункта 4 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
Письмом от 29.09.2020 N ИА/84081/20 ФАС России сообщила, что территориальным органам ФАС России при рассмотрении вопроса о включении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в Реестр необходимо учитывать исключительно обстоятельства, повлекшие принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного (муниципального) контракта, в связи с неисполнением/ненадлежащим исполнением такого контракта, а также предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) возможности устранения допущенных им нарушений условий контракта в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Неисполнение принятых на себя Подрядчиком обязательств повлекло за собой нарушение прав и законных интересов Государственного заказчика, поскольку последний в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта.
Доказательств возникновения у ИП <_> обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в Чувашское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Чувашское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Из представленных в материалы дела информации и документов, пояснений следует, что ремонт дороги на улицу Гвардейская д.Коснары Чебоксарского района Чувашской Республики (переход через овраг) не выполнены в полном объеме.
Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что доказательств невозможности надлежащего исполнения работ в установленные контрактом сроки, на заседание Комиссии, также представлено не было.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ИП <_> не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ИП <_> как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Следовательно, в действиях ИП <_> содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
По смыслу части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики, реализуя принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких средств, обеспечивающих заказчикам возможность достижения заданных результатов, является ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в который включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
ИП <_> не было проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась для исполнения контракта, не представлено доказательств каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы, чрезвычайных событий, и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия контракта.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ИП <_>, выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к ненадлежащему качеству работы, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Чувашского УФАС имеются все основания для включения сведений об ИП <_> в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит для защиты нарушенных прав и законных интересов образовательного учреждения.
По результатам рассмотрения представленной информации и документов, и проведения проверки фактов, подтверждающих недобросовестность ИП <_>, Комиссия приходит к выводу о необходимости внесения сведений об ИП <_> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об индивидуальном предпринимателе <_> в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) со сроком на два года.
2. Датой включения сведений об индивидуальном предпринимателе <_> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет.
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 8 сентября 2023 г. N 021/10/104-716/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023