Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2023 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, при помощи видеоконференц-связи, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управления автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХСНАБ" (адрес: 160022, Вологодская область, г.Вологда, ш.Пошехонское д.13, кв.233; ИНН 3525194263), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку битума нефтяного дорожного (номер извещения: 0857200000223000202),
УСТАНОВИЛА:
23 августа 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТЕХСНАБ" (адрес: 160022, Вологодская область, г.Вологда, ш.Пошехонское д.13, кв.233; ИНН 3525194263), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку битума нефтяного дорожного (номер извещения: 0857200000223000202).
Рассмотрение сведений состоялось 30 августа 2023 года в 11 часов 30 минут, с учетом перерыва объявленного 29.08.2023 в 15 часов 30 минут, в связи с необходимостью обеспечить подключение представителя Общества.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0857200000223000202 о проведении электронного аукциона - 18.04.2023 17:25.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 12 654 000,00 рубля.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.04.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 12 (двенадцать) заявок, все признаны соответствующими требованию извещения о проведении электронного аукциона. Победителем признана заявка N17, с предложением о цене контракта 8 414 910,00 рублей (снижение на 33,5%).
5) 10.05.2023 Заказчиком заключен контракт N 08572000002230002020001 с Обществом с ограниченной ответственностью "Техснаб", с ценой контракта 8 414 910,00 рублей на поставку битума нефтяного дорожного.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется поставить Заказчику битум нефтяной дорожный (далее - товар) с характеристиками, в количестве, по ценам и адресам, указанным в спецификации (Приложение N 1 к контракту), которая является неотъемлемой частью контракта, а Заказчик принять и оплатить товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
Разделом 4 контракта определены следующие условия и сроки поставки:
Поставка товара производится поставщиком по заявкам в соответствии с Приложением N1 к настоящему контракту с даты заключения контракта по 30.09.2023 г. По соглашению сторон возможно досрочное исполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
Заказчик направляет поставщику заявку на поставку товара, согласно форме, указанной в приложении N3, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта. Заявка передается посредством электронной, факсимильной или почтовой связи. Адрес электронной почты: av.semenov@dorogi.pskov.ru .
Поставка товара осуществляется поставщиком в количестве определенным в заявке Заказчика в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Контракту, силами и за счет Поставщика. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются поставщиком.
Исполнение заявки поставщиком до места приемки товара не должно превышать 5 (пяти) рабочих дней.
После отправки Заказчиком заявки поставщик в срок не более 24 часов должен подтвердить заявку любым вышеназванным способом связи. Телефон (факс) 8(8112)29-88-20, +7-911-364-43-30.
В случае невозможности исполнения заявки или отказа от исполнения заявки, поставщик обязан так же в срок не более 24 часов предоставить мотивированный ответ в адрес Заказчика. В случае если от поставщика не поступит подтверждение или мотивированный отказ, то заявка считается подтвержденной.
Заказчиком были направлены Обществу следующие заявки:
- заявка N1 от 11.05.2023 г. со сроком исполнения не позднее 18.05.2023;
- заявка N2 от 17.05.2023 г. со сроком исполнения не позднее 24.05.2023;
- заявка N3 от 23.05.2023 г. со сроком исполнения не позднее 26.05.2023;
- заявка N4 от 01.06.2023 г. со сроком исполнения не позднее 07.06.2023.
Общество заявки не исполнило.
15.06.2023 (исх.N241) Заказчик направил Обществу претензию о не поставке товара и начислении штрафа в размере 20 000,00 рублей.
01.08.2023 (исх.N358) Заказчик направил Обществу письмо о намерении принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с не поставкой товара.
07.08.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.08.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2. контракта расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего контракта не освобождает стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов либо обязательств, возникших при исполнении настоящего контракта до момента его расторжения.
Согласно пункту 12.3. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт в следующих случаях:
неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки товара, предусмотренных контрактом;
в случае существенных нарушений поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
в случае осуществления поставок некачественных товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о замене товара;
если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
07.08.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.08.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Заранее спланированный порядок выполнения работ дает возможность участнику закупки на стадии определения подрядчика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу названных статей Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечение получения корреспонденции по адресу своей государственной регистрации является обязанностью юридического лица, и все риски и последствия ненадлежащего обеспечения получения почтовой корреспонденции, входят в зону ответственности самого юридического лица.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Общество письменной позиции не предоставило, к рассмотрению не подключилось.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС приходит к выводу, что ООО "Техснаб" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях.
В результате недобросовестности подрядчика Заказчик не мог неоднократно (более 5 раз) обеспечить свои потребности в поставке битума нефтяного дорожного, который необходим для нормального функционирования деятельности учреждения.
По общему правилу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
В рассматриваемом случае обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами свидетельствуют о том, что ООО "Техснаб" халатно отнесся к своим обязательствам по контракту, им не доказано принятие всех необходимых мер для надлежащего исполнения контракта, при имеющейся у него той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Техснаб" не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (04.09.2025 года) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью ""Техснаб";
- место нахождения: 160022, Вологодская область, г.Вологда, ш.Пошехонское д.13, кв.23;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: 3525194263;
- 100 % учредитель: Петросян Эмма Гагиковна ИНН: 352540370987;
- объект закупки: поставка битума нефтяного дорожного (номер извещения: 0857200000223000202);
- цена контракта - 8 414 910,00 рублей;
- срок поставки: до 30.09.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 4 сентября 2023 г. N РНП 060/06/95-349/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023