Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 04 сентября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управлением автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении в отношении - Индивидуального предпринимателя ПЕЮ (ИНН 613601864003), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку битума нефтяного дорожного (номер извещения: 0857200000223000069),
УСТАНОВИЛА:
23 августа 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Индивидуального предпринимателя ПЕЮ (ИНН 613601864003), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку битума нефтяного дорожного (номер извещения: 0857200000223000069).
Рассмотрение сведений состоялось 30 августа 2023 года в 11 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 29.08.2023 в 16.30, в связи с необходимостью получения дополнительных документов от сторон.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0857200000223000069 о проведении аукциона - 17.02.2023 09:52.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 14 994 990,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.03.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 10 (десять) заявок, все допущены. Победителем признана заявка с N25, с наименьшим предложением о цене контракта 7 272 570,15 рублей (снижение на 51,5%).
5) 13.03.2023 Заказчиком заключен контракт N 08572000002230000690001 с Индивидуальным предпринимателем ПЕЮ на поставку битума нефтяного дорожного, с ценой 7 272 570,15 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта поставщик обязуется поставить Заказчику битум нефтяной дорожный (далее - товар) с характеристиками, в количестве, по ценам и адресам, указанным в спецификации (Приложение N 1 к контракту), которая является неотъемлемой частью контракта, а Заказчик принять и оплатить товар в соответствии с условиями настоящего контракта.
Разделом 4 контракта определены следующие условия и сроки поставки:
Поставка товара производится поставщиком по заявкам в соответствии с Приложением N1 к настоящему контракту с даты заключения контракта по 30.09.2023 г. По соглашению сторон возможно досрочное исполнение поставщиком своих обязательств по контракту.
Заказчик направляет поставщику заявку на поставку товара, согласно форме, указанной в приложении N3, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта. Заявка передается посредством электронной, факсимильной или почтовой связи. Адрес электронной почты: av.semenov@dorogi.pskov.ru .
Поставка товара осуществляется поставщиком в количестве определенным в заявке Заказчика в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Контракту, силами и за счет Поставщика. Все виды погрузо-разгрузочных работ, включая работы с применением грузоподъемных средств, осуществляются поставщиком.
Исполнение заявки поставщиком до места приемки товара не должно превышать 5 (пяти) рабочих дней.
После отправки Заказчиком заявки поставщик в срок не более 24 часов должен подтвердить заявку любым вышеназванным способом связи. Телефон (факс) 8(8112)29-88-20, +7-911-364-43-30.
В случае невозможности исполнения заявки или отказа от исполнения заявки, поставщик обязан так же в срок не более 24 часов предоставить мотивированный ответ в адрес Заказчика. В случае если от поставщика не поступит подтверждение или мотивированный отказ, то заявка считается подтвержденной.
Заказчиком были направлены Обществу следующие заявки:
N1 от 13.04.2023 г. на 56,0 тонн - со сроком исполнения заявки не позднее
18.04.2023 г.;
N2 от 21.04.2023 г. на 56,0 тонн - со сроком исполнения не позднее 27.04.2023 г.;
N3 от 25.04.2023 г. на 56,0 тонн - со сроком исполнения не позднее 28.04.2023 г.;
N4 от 28.04.2023 г.: 56,0 тонн - со сроком исполнения не позднее 03.05.2023 г., 56,0 тонн - со сроком исполнения не позднее 05.05.2023 г.;
N5 от 04.05.2023 г. на 28,0 тонн - со сроком исполнения не позднее 11.05.2023 г..
ИП осуществлены следующие поставки по заявкам:
19.04.2023 г. в объеме 56,0 тонн на сумму 859 206,88 руб.;
19.04.2023 г. в объеме 3,01 тонны на сумму 46 182,37 руб., 26.04.2023 г. в объеме 51,42 тонны на сумму 788 936,03 руб. (не допоставлено по заявке N2 1,57 тонны);
03.05.2023 г. в объеме 56,0 тонн на сумму 859 206,88 рублей;
03.05.2023 г. в объеме 41,59 тонны на сумму 638 114,54 руб., 05.05.2023 г. в объеме 14,41 тонны на сумму 221 092,34 руб.;
05.05.2023 г. в объеме 43,14 тонны на сумму 661 896,16 рублей.
Согласно пояснений Заказчика поставка товара осуществлена частично на 265,57 тонн, не допоставлен товар, указанный в заявках в объеме 42,43 тонны.
10.05.2023 (исх.N5/1 от 05.05.2023; вх.N1830) ИП предложил Заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, в связи с увеличением биржевой цены на товар.
23.05.2023 (исх.N208) Заказчик направил ответ, с указанием на тот факт, что увеличение биржевой цены товара не является основанием для расторжения контракта, а также указано на то, что поставщик обязан исполнять контракт надлежащим образом.
06.07.2023 (вх.N2695) ИП предложил Заказчику расторгнуть контракт по соглашению сторон, в связи с истечением срока его действия.
20.07.2023 (исх.N339) Заказчик ответил о невозможности расторжения контракта по соглашению сторон.
28.07.2023 (исх.N346) Заказчик направил ИП претензию, а также письмо с требованием произвести допоставку товара по заявкам в полном объеме.
01.08.2023 (исх.N359) Заказчик направил ИП претензию.
По состоянию на 01.08.2023 поставка товара, указанного в заявках Заказчика не осуществлена в полном объеме, сумма недопоставки по указанным выше заявкам составляет 651 002,64 руб.
10.08.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе.
22.08.2023 размещены сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 12.2. контракта расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего контракта не освобождает стороны от обязанности урегулирования взаимных расчетов либо обязательств, возникших при исполнении настоящего контракта до момента его расторжения.
Согласно пункту 12.3. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть контракт в следующих случаях:
неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков поставки товара, предусмотренных контрактом;
в случае существенных нарушений поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
в случае осуществления поставок некачественных товаров, если поставщик, получивший уведомление, в установленный срок не выполнил требование о замене товара;
если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
10.08.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.08.2023 Заказчик размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из пояснений, Индивидуальным предпринимателем было поставлено по заявкам 265,57 тн. БНД 70/100, что составляет 86% от общего объема поставки. Для исполнения данного контракта был оформлен кредитный договор N 613601864003-23-5 от 24.04.2023 г на сумму 5 000 000 рублей.
Согласно пункту 4.5. контракта поставка товара осуществляется специализированным транспортом. Вместимость цистерны должна быть не более 30 тонн. Цистерна должна быть опломбирована. Температура при приемке товара должна быть от 145 до 160 градусов. Поскольку поставка осуществлялась специализированными автомобилями для перевозки опасных грузов, объем поставленного товара был кратен калибровочному объему бочки согласно калибровочным ведомостям, что подтверждается ТТН завода изготовителя. Считать недопоставкой данный факт не представляется возможным, поскольку машинная норма может отличаться от заявки как в меньшую так и в большую сторону (средняя норма для автомобиля варьируется от 22т. до 27т.), соответственно, претензии Заказчика являются не обоснованными.
В настоящий момент у Индивидуального предпринимателя возникли обстоятельства, препятствующие дальнейшему исполнению контракта, а именно - не прогнозируемое повышение рыночной цены на битум дорожный. ИП П.Е.Ю. искал альтернативные пути решения сложившейся проблемы. Исполнитель направил коммерческие запросы с целью поиска нового поставщика Битума.
02.04.2023 года вице-премьер Александр Новак сообщил, что Россия решила до конца 2023 года продлить добровольное сокращение добычи нефти на 500 тыс. барр. в сутки в качестве превентивной меры на фоне ситуации на мировом рынке. Данный факт подтверждается опубликованной новостью на официальном сайте Правительства Российской Федерации.
На момент заключения контракта (март 2023 года) Общество не могло предположить резкое повышение цены на сырье. Как видно из информации по ценам по результатам торгов биржи СПбМТБ, цены выросли на 10 000 руб., то есть практически на 100%.
Умысла на уклонение от исполнения контракта не имею, с 2022 года надлежащим образом было исполнено 8 государственных контрактов, в том числе в настоящий момент исполняются другие контракты с Заказчиком, претензий по исполнению не поступало.
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что поставщиком представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Комиссия при принятии решения учитывала, меры, направленные на поддержку субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд направляемых государством на защиту поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также отсутствие негативных последствий, которые не доказаны Заказчиком.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управлением автомобильных дорог Псковской области" в отношении Индивидуального предпринимателя ПЕЮ (ИНН 613601864003), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку битума нефтяного дорожного (номер извещения: 0857200000223000069), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 4 сентября 2023 г. N РНП 060/06/95-348/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023