Резолютивная часть решения оглашена 06 сентября 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 07 сентября 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные ОАО "ОЭЗ ППТ "Моглино" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Акционерного общества "Экос" (Юридический адрес: 117587, Москва, ул. Днепропетровская, д.2, оф. 507, Почтовый адрес: 346400, Ростовская обл., г. Новочеркасск, пр. Ермака, 106, офис 301, ИНН 6150061451) (далее - Подрядчик), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства: Локальные очистные сооружения промышленных химически-загрязненных стоков особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (номер извещения: 0457000000221000003),
УСТАНОВИЛА:
30 августа 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Акционерного общества "Экос" (Юридический адрес: 117587, Москва, ул. Днепропетровская, д.2, оф. 507, Почтовый адрес: 346400, Ростовская обл., г. Новочеркасск, пр. Ермака, 106, офис 301, ИНН 6150061451), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства: Локальные очистные сооружения промышленных химически-загрязненных стоков особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (номер извещения: 0457000000221000003).
Рассмотрение сведений состоялось 06 сентября 2023 года в 11 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 05 сентября 2023 в 11 часов 00 минут, в связи с необходимостью получения дополнительных документов от сторон.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0457000000221000003 о проведении открытого конкурса - 08.07.2021 10:38.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 13 735 386,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 06.08.2021 NППИ1, на участие в аукционе подано 4 (четыре) заявки, все допущены к участию в открытом конкурсе. Победителем признан участник, который предложил лучшие условия исполнения договора на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в открытом конкурсе в электронной форме которого присвоен первый номер: Акционерное общество "Экос".
5) 17.08.2021 Заказчиком заключен договор подряда N11/21-П с АО "Экос" на выполнение работ по подготовке проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства: Локальные очистные сооружения промышленных химически-загрязненных стоков особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино", с ценой 7 900 000,00 рублей (далее - Договор).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. Договора Стороны заключили Договор, согласно которому Подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к Договору) и в сроки, установленные Договором, осуществить подготовку проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства: Локальные очистные сооружения промышленных химически-загрязненных стоков особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (далее - Объект).
Согласно п.5.1.Договора календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Графиком выполнения работ (Приложение N3 к Договору) (далее - График).
Начало выполнения работ: с даты заключения Договора.
Окончание работ: не позднее 226 (двухсот двадцати шести) календарных дней с даты начала выполнения работ (с учетом получения положительного заключения Государственной экспертизы). (17.08.2021 + 226 кал. дн. = 29.03.2022 г.)
Окончание работ подтверждается подписанием Акта сдачи-приемки выполненных работ.
Пунктом 5.2. Договора определено, что объем работ по Договору должен быть исполнен в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N2 к Договору).
Согласно п.5.4. Договора в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ, в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N2 к Договору) Заказчик вправе, кроме требований об уплате неустоек, инициировать процедуру расторжения Договора без выплаты Подрядчику убытков и компенсаций.
Пунктом 7 Приложения N1 к Договору (Техническое задание) установлена стадийность проектирования, а именно определено двухстадийное проектирование (Проектная документация с получением положительного заключения Государственной экспертизы и Рабочая документация):
1. Разработку проектной документации выполнить в соответствии с требованиями Постановления правительства РФ от 16.02.2008 г. N87, ГОСТ Р 21.1101-2013;
2. Разработку рабочей документации выполнить в соответствии с разработанной проектной документацией, получившей положительной заключение экспертизы.
18.11.2021 (исх.N58-106/1515) Заказчик уведомляет Подрядчика о нарушении сроков, установленных п.1.1. и п.1.3 Графика.
11.01.2022 (исх.N58-106/0027) Заказчик повторно уведомляет Подрядчика о нарушении сроков разработки проектно-сметной документации и согласования с Заказчиком - 21.12.2021 г.
11.03.2022 (исх.N58-106/396) Заказчик в ответ на письмо исх.N023.03/2022 от 03.03.2022 г. (вх.N34 от 09.03.2022 г.) выражает свою обеспокоенность о завершении работ Подрядчиком в срок, предусмотренный Графиком, в том числе в связи с длительным сроком согласования проектных решений.
24.03.2022 (исх.N58-106/475) Заказчик в ответ на запрос исх.NН-170-22 от 21.03.2022 г. (вх. N436 от 21.03.2022 г.) сообщает о необходимости при проектировании учета дополнительных данных, в том числе резидента ООО "Псковский завод "Титан Полимер".
01.04.2022 (исх.N58-106/526) Заказчик направляет в адрес Подрядчика обязательные требования по итогу консультации в ГАУ "Госэкспертиза Псковской области".
05.04.2022 (исх.N58-104/543) Заказчик направляет претензионное письмо Подрядчику с требованием оплатить пени в размере 31 560 руб. в связи с просрочкой исполнения обязательств.
27.05.2022 (исх.N58-106/890) Заказчик направляет претензионное письмо Подрядчику с требованием оплатить пени в размере 170 903,33 руб. в связи с просрочкой исполнения обязательств.
25.07.2022 Заявление АО "Экос" о проведении государственной экспертизы 2022/07/22-00380.
12.09.2022 Между Подрядчиком и ГАУ Псковской области "Псковское областное управление государственной экспертизы документации в области градостроительной деятельности" заключен договор N162 на проведение государственной экспертизы, включая проверку достоверности определения сметной стоимости.
19.01.2023 Положительное заключение ГАУ Псковской области "Псковское областное управление государственной экспертизы документации в области градостроительной деятельности" N60-1-1-3-001845-2023.
31.01.2023 (исх.N58-106/120) Заказчик направляет письмо в адрес Подрядчика о замечаниях к предоставленной документации.
14.02.2023 (исх.N58-106/223) Заказчик сообщает Подрядчику о том, что проектная документация, направленная ссылкой в письме исх.NН-78-73 от 13.02.2023 г., не отражает факт устранения замечаний. А также направляет дополнительные замечания.
01.03.2023 (исх.N58-106/298) Заказчик направляет письмо в адрес Подрядчика с требованием предоставить результаты выполненных работ.
30.03.2023 (исх.N58-106/430) Заказчик в ответ на письмо исх.NН-332-33 от 24.03.2023 г. сообщает о невозможности рассмотрения и принятия рабочей документации, в связи с непредставлением проектной документации в количестве и составе в соответствии с условиями Договора и с отсутствием проектно-сметной документации в бумажном виде с внесенными изменениями по замечаниям ГАУ Псковской области "Псковское областное управление государственной экспертизы документации в области градостроительной деятельности".
Также Заказчик сообщает, что предоставленная рабочая документация не соответствует ранее разработанной проектной документации, а именно отсутствуют проектные решения.
12.04.2023 (исх.N58-106/495) Заказчик в ответ на письмо исх.NН-168-33 от 24.03.2023 г. сообщает о невозможности принять проектную документацию в электронном виде и на бумажном носителе по причине несоответствия Хеш-суммы файлов разделов Проектной документации контрольной сумме, указанной напротив каждого раздела проектной документации в Положительном заключении Госэкспертизы Псковской области N60-1-1-3-001845-2023.
Также Заказчик в претензионном письме просит в течение 15 календарных дней с даты получения претензии повторно направить проектную документацию в соответствии с условиями договора, с Хеш-суммами файлов, соответствующих Положительному заключению Госэкспертизы.
13.04.2023 (исх.N58-106/512) Заказчик повторно сообщает Подрядчику о невозможности рассмотрения и принятия рабочей документации по причине отсутствия проектных решений по "Станции очистки промышленных стоков производительностью 300 м3/сутки", а также невыполнения ГОСТ 21.110 "Спецификация оборудования, изделий и материалов".
28.04.2023 (исх.N58-106/568) Заказчик в ответ на письмо исх.NН-229-23 от 21.04.2023 г. сообщает Подрядчику о замечаниях и требованиях к рабочей документации.
04.05.2023 (исх. NН-293-2023) Подрядчик в ответ на письмо исх.N58-106/568 сообщает об устранении замечаний в течение 60 календарных дней, начиная с 12.05.2023 г.
04.05.2023 Накладная N2 приема-передачи проектной документации от 04.05.2023 г.
17.05.2023 (исх.N58-106/650) Заказчик направляет письмо в адрес Подрядчика с просьбой в срок до 19.05.2023 г. предоставить поэтапный график выполнения рабочей документации с устраненными замечаниями, а также предлагает провести ВКС совещание в части обсуждения предоставленного графика.
31.05.2023 (исх.N58-104/714) Заказчик направляет претензионное письмо Подрядчику с требованием оплатить пени за нарушение сроков выполнения работ по Договору в размере 843 325,00 руб. и штраф за нарушение п.п.14.2.1 Договора (непредставление нового обеспечения исполнения договора) в размере 395 000,00 руб., предоставить новое обеспечение исполнения договора, а также предоставить рабочую документацию в срок не позднее 10.07.2023 г.
14.06.2023 (исх. NН-351-23) Подрядчик в ответ на претензионное письмо исх.N58-104/714 сообщает о праве Заказчика удержать сумму неустойки из суммы, подлежащей оплате Подрядчику по договору.
28.07.2023 (исх.N58-106/0992) Заказчик в ответ на письмо исх.NН-587-23 от 24.07.2023 г. уведомляет Подрядчика о невозможности принятия предъявленных работ по договору.
04.08.2023 (исх. NН-637-2023) Подрядчик направляет рабочую документацию в адрес Заказчика и просит подписать акт выполненных работ.
04.08.2023 (исх.N58-104/1023) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
04.08.2023 11:14 Заказчик с помощью использования ЕИС сформировал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.08.2023 (исх.NН-663-2023) Письмо Подрядчика о несогласии с решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Договора.
14.08.2023 Получение документации Заказчиком (подтверждение: накладная N145356054 от 04.08.2023 г. и письмо ООО "ТК "Мечта" от 16.08.2023 г.).
30.08.2023 Обществом подан иск в Арбитражный суд Псковской области в отношении Заказчика по спорному контракту о взыскании 7 900 000,00 руб. (Дело NА52-5003/2023).
30.08.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 13.2. Договора Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Договора в случаях:
13.2.1. В любое время до сдачи результата работ по Договору в соответствии с положениями ст. 717 ГК РФ.
13.2.2. Подрядчик нарушил сроки выполнения работ, предусмотренные настоящим Договором;
13.2.3. Подрядчик не приступает к исполнению настоящего Договора в срок, установленный настоящим Договором, или нарушает График выполнения работ (Приложение N 2 к Договору), предусмотренный настоящим Договором либо в ходе исполнения Подрядчиком условий Договора стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный настоящим Договором срок, а также в иных случаях, установленных ст. 715 ГК РФ.
13.2.3. Подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми в соответствии с положениями ст. 723 ГК РФ.
04.08.2023 (исх.N58-104/1023) Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Договора.
30.08.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из пояснений Общества, Заказчик в письме исх.N58-106/526 от 01.04.2022 в п.6 согласовал применение станции КОС в проекте, как единого изделия, что было учтено Подрядчиком в качестве соответствия ГОСТ 21.110, на который позже Заказчик ссылается при выявлении замечаний к рабочей документации.Применение в проекте станции КОС в проекте, как единого изделия, выполнено по паспорту изделия, который передан Заказчику, не требует дополнительных расшифровок и позволяет реализовывать проект, в том числе подобрав аналог к такому оборудованию, так как все технические характеристики и параметры изделия и его внутренние составляющие указаны в паспорте изделия.
Также Общество утверждает, что Заказчиком были изменены исходные данные для проектирования за 5 дней до истечения срока выполнения работ по договору, а также после получения проектной документации стадии положительного заключения Госэкспертизы проекта у Заказчика возникали замечания, которые, по его требованию, необходимо было внести в проектную документацию и согласовать с экспертизой, что в совокупности повлекло увеличение сроков выполнения работ.
Ранее сведения в отношении АО "Экос" не поступали. Согласно сведениям из реестра контрактов в ЕИС Общество в РНП не состоит, в ЕИС с 2019 года, имеет 19 контрактов (44 ФЗ), 3 из которых находятся на "исполнении", 11 со статусом "Исполнение завершено", 5 со статусом "Исполнение прекращено", из которых 4 по соглашению сторон и 1 односторонний отказ от исполнения контракта (рассматриваемый случай).
При изложенных обстоятельствах оснований для включения сведений об АО "Экос", в смысле понятий, используемых Законом о контрактной системе в сфере закупок в целях включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков не достаточно.
Между сторонами имеется спор относительно выполнения второго этапа исполнения контракта (подготовка рабочей документации), который не может быть рассмотрен антимонопольным органом (только в судебном порядке).
При принятии решения Комиссия учитывала, что проектная документация получила положительное заключение Госэкспертизы. Доказательств невозможности ее использования Заказчиком не предоставлено.
Комиссия, не усматривает намеренного умышленного уклонения от исполнения контракта, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при не оказании услуг, просрочке исполнения обязательств по контракту.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Сведения, направленные ОАО "ОЭЗ ППТ "Моглино" в отношении Акционерного общества "Экос" (Юридический адрес: 117587, Москва, ул. Днепропетровская, д.2, оф. 507, Почтовый адрес: 346400, Ростовская обл., г. Новочеркасск, пр. Ермака, 106, офис 301, ИНН 6150061451), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке проектной документации в целях строительства объекта капитального строительства: Локальные очистные сооружения промышленных химически-загрязненных стоков особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Моглино" (номер извещения: 0457000000221000003), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 7 сентября 2023 г. N РНП 060/06/95-358/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023