Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__.." - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "__..".- специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден, "__.." - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей ООО "Неруд-Транс" - "__.." доверенность от 29.08.2023 б/н), "__.." (доверенность от 29.08.2023 б/н),(далее - Общество),
представителя Заказчика ФКУ "Исправительная колония N6 УФСИН по УР" - "__.." (доверенность от 25.05.2023 N19/ТО/56/1-1306), (далее - Заказчик),
в результате рассмотрения обращения Заказчика ФКУ "Исправительная колония N6 УФСИН по УР" о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Неруд-Транс" (ИНН 1831209557) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона по поставке угля (номер извещения в ЕИС - 0313100005023000032, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
08.08.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 000 000,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 16.08.2023 NИЭА1 победителем признано ООО "Неруд-Транс".
Протоколом от 28.08.2023 NППУ20_1 ООО "Неруд-Транс" было признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно устным и письменным пояснениям Общества, сроки подписания контракта нарушены ввиду человеческого фактора, а именно: смешение аккаунтов на электронной площадке, вызванных тем, что компьютер не выключался и вход в аккаунты не осуществлялся, что создавало впечатление, что неподписанных контрактов нет. После выходных дней и осуществления входа в аккаунт в первый рабочий день было установлено, что имеется неподписанный контракт, который был незамедлительно подписан.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником закупки не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона) и частью 5 статьи 51 Закона: такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
17.08.2023 Заказчик предложил Обществу заключить контракт на вышеуказанную цену с увеличением объема подлежащего поставке угля. Общество на такие условия согласилось.
18.08.2023 Заказчиком направлен проект контракта победителю.
Регламентированный срок для подписания контракта - 25.08.2023.
Установлено, что в регламентированный срок проект контракта не был подписан Обществом, что с его стороны не отрицается.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
С учетом представленных документов и пояснений Комиссией Удмуртского УФАС России установлено, что фактически в установленный срок Общество не подписало проект контракта, вместе с тем, Общество совершало действия, направленные на подписание контракта, а именно: до формирования контракта по итогам электронного аукциона с учетом начальной(максимальной) цены контракта заказчик предложил Обществу заключить контракт на вышеуказанную цену с увеличением объема подлежащего поставке угля. В целях подтверждения своего намерения заключить контракт на предложенных условиях и исполнить его надлежащим образом Общество направило в адрес Заказчика ответ - гарантийное письмо, которым подтверждало возможность поставки 190 тн каменного угля марки Д и наличие на складе Общества необходимого количества угля с требуемыми характеристиками.
Доказательств, подтверждающих наличие умысла ООО "Неруд-Транс" на уклонение от заключения контракта, либо подтверждающих недобросовестное поведение, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Неруд-Транс" (ИНН 1831209557) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона по поставке угля (номер извещения в ЕИС - 0313100005023000032) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель комиссии "__.."
Члены комиссии "__.."
"__.."
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 1 сентября 2023 г. N 018/06/104-655/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023